Личный
кабинет

USD 63.49 (+0.21)

EUR 73.93 (+0.45)

Курс ЦБ на 21 Июля

21 Июля

05:11

Коммерческая недвижимость не обесценится даже в кризис

Статья. 30.03.2017 Версия для печати

Есть мнение, что коммерческая недвижимость имеет наименьшие шансы обесцениться даже в периоды экономических кризисов. Мы спросили экспертов рынка, так ли это на самом деле и как собственник таких объектов может сохранить их доходность.

Факторы спроса

Рассмотрим эту аксиому на примере наиболее популярного сегмента коммерческой недвижимости – торговых объектов.

—Доходность и устойчивость инвестиций в торговую недвижимость определяются, прежде всего, спросом со стороны конечных пользователей – арендаторов. При этом даже в кризис его уровень весьма высок, что обусловлено рядом факторов, – комментирует директор департамента продаж компании KR Properties Игорь Быченок.

В числе этих факторов следующие:

Ослабление рубля существенно снизило барьер входа и экспансии на нашем рынке для международных ритейлеров. Во время текущего кризиса это оказало серьёзную поддержку российскому рынку торговой недвижимости.
В экономически сложные периоды население старается сокращать траты. Вследствие этого спрос смещается в сторону товаров нижнего ценового сегмента. Как результат – активно развиваются сети в формате дискаунтеров. А новым точкам продаж требуются новые помещения.
Кризис провоцирует людей на различные бизнес-инициативы. Мода на предпринимательство уже вывела на рынок новые форматы, которые сейчас занимают существенную долю в структуре спроса. И данная тенденция только расширяется.

Так, открывается всё больше барбершопов, коворкингов, архитектурных шоу-румов. Кроме того, набирают популярность профессиональные союзы в абсолютно разных сферах. Классический ритейл для таких арендаторов не подходит – они ищут пространство нового формата в концептуальных деловых кварталах.

Зависимость от сегментов

Доходность коммерческой недвижимости напрямую зависит от сегмента, в котором находится объект.

—При неблагоприятных условиях в экономике сокращается платежеспособный спрос на продукцию компаний и услуги. Как следствие, по цепочке это приводит к падению доходов арендаторов. Они вынуждены либо договариваться о снижении арендной платы, что влечёт снижение доходов арендодателя, либо покидать это помещение. Но на их место приходят новые. Например, такая ситуация сложилась на рынке стрит-ритейла, когда помещения дорогих ресторанов заняли сети фаст-фуда. К тому же на рынке всегда присутствует спекулятивный спрос – когда отдельные инвесторы ждут снижения стоимости недвижимости, чтобы приобрести её дешевле и реализовать при более благоприятных условиях, – комментирует президент ООО «АКГ Вердиктум», член НП «АРМО» Марина Замотаева.

В сегменте производственно-складской недвижимости дела обстоят иначе. Объекты такого назначения имеют большую площадь (если говорить о крупном производстве). На этом рынке покупателей, которые могут позволить себе объекты за сотни миллионов рублей, значительно меньше. Да и сама отрасль более инертна и весьма медленно реагирует на позитивные изменения в экономике. Поэтому в кризис производственная недвижимость теряет в цене больше и медленнее восстанавливается.

Действия собственника

Напоследок – рекомендации профессионалов по поводу того, как сохранить доходность объекта коммерческой недвижимости.

—Если на коммерческое помещение заключен долгосрочный договор аренды с адекватным федеральным оператором, то инвестор максимально защищён от перипетий рынка. Сопоставимые по объёму инвестиции, к примеру, покупка пула квартир с целью их последующей сдачи в аренду или продажи, в условиях кризиса будут более рискованными, – отмечает управляющий партнёр Rusland SP Северо-Запад Альбина Ямалетдинова.

Руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», гендиректор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров подчёркивает, что коммерческая недвижимость приносит доход от сдачи и от капитализации за весь период владения.

—Такая недвижимость дешевеет в кризис гораздо позже, чем остальная, и может создаться впечатление, что она дешевеет меньше, потому что действуют арендные договоры – до истечения их срока доходность не падает. А дальше идёт диалог с арендатором, что ему дешевле: платить столько же следующий год, несмотря на кризис, либо уехать в другое помещение, заплатив за переезд большие деньги. Обычно стороны приходят к компромиссу, – говорит эксперт.

По мнению исполнительного директора ГК «Сапсан» Дмитрия Иванова, с точки зрения арендодателя основными слагающими успеха являются следующие: чёткое отслеживание рыночных тенденций, постоянный мониторинг «соседей» и работа с арендаторами.

Набор этих несложных действий позволит постоянно «генерить» денежный поток и тем самым удерживать свою планку даже в условиях кризиса или нестабильности на рынке.


Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Комментировать
Оставить комментарий
Введите текст сообщения

Для зарегистрированных пользователей доступна функция уведомлений при ответах

Аналитика рынка недвижимости

Богатая история заповедных лесов

Богатая история заповедных лесов

В Петербурге и Ленинградской области немало заповедных мест с богатой историей и потрясающими видами. Красносельский, Пушкинский, Петроградский, Кронштадтский районы славятся своими территориями с великолепной природой....

Рейтинг. 27.04.18