Личный
кабинет

24 апреля

23:17

Евгения Петрашень: Дизайнер среды требует более четырех лет подготовки

Статья. 17.01.2020
Картинка к статье: Евгения Петрашень: Дизайнер среды требует более четырех лет подготовки

Сколько времени нужно для подготовки квалифицированного специалиста, кого из выпускников охотнее берут на работу, почему ВУЗы заинтересованы в сотрудничестве с девелоперами, а девелоперы – с ВУЗами рассказывает старший преподаватель Кафедры дизайна Факультета искусств СПБГУ, руководитель программы «Дизайн среды» Евгения Петрашень.

Студенты начинают работать по специальности, как правило, после окончания ВУЗа. В лучшем случае – обучаясь на последних курсах. Как вы считаете, будет ли лучше, если уже на первых курсах будущие средовые дизайнеры начнут работать с реальными проектами?

Студенты сейчас стараются как можно раньше уходить в самостоятельную работу. Я считаю это опасным из-за их неготовности. Поэтому мы стараемся интегрировать работу и учебу и как можно быстрее, но в рамках учебного процесса, чтобы дать студенту реальный опыт. При этом, он не берёт на себя невыполнимые обязательства, а под руководством опытных профессионалов выполняет посильные задачи. Мы стараемся работать с реальными объектами, начиная с первых проектов и постепенно усложняем задания. Так мы получаем плюсы раннего вовлечения в работу и избегаем опасностей, с которыми студенты могут столкнуться, если начнут самостоятельную практику слишком рано.

Причина, по которой мы выбрали такой подход, заключается в том, что у некоторых студентов отсутствует ясное представление о будущей работе и четкая мотивация. Особенно это касается тех студентов, которые идут учиться по воле родителей, а не по своей собственной. Есть студенты, более мотивированные, которые лучше понимают, зачем пришли в ВУЗ, так как это их собственный выбор, но они не осознают трудоёмкость этой профессии.

Когда человек с самого начала сталкивается с реальными объектами, реальными заказчиками и гипотетической возможностью реализации проекта средового дизайна, в котором принимает участие, у него начинает меняться отношение к учебе. Он или увлекается этой темой по-настоящему, или быстро понимает, что это не его. Что тоже хорошо. Чем быстрее человек поймет, что ошибся с выбором, тем больше у него будет времени, чтобы найти что-то более для себя подходящее. Поэтому в любом случае погружение в ситуацию реальной работы для него плюс.

Удается ли таким образом подготовить специалистов, способных работать, учитывая выделенный под проект дизайна среды бюджет, а не заниматься чистым искусством, делая что-то абстрактное, сложно сопоставимое с имеющимися средствами?

Конечно, мы стараемся выйти на этот уровень и, к завершению бакалавриата, сформировать у студентов представление о работе в рамках бюджета. Но это нелегко. Чтобы достичь цели, которые мы перед собой ставим, четырех лет бакалавриата слишком мало.

А что получает строительная компания, сотрудничая с ВУЗом, студенты которого с ранних курсов начинают принимать участие в реальных, а не учебных проектах?

К сожалению, многие студенты считают, что четырех лет бакалавриата достаточно. Они полны желания уйти в реальную жизнь и начать зарабатывать. Если мы сотрудничаем с работодателями, то качество подготовки студентов, несомненно, вырастает. Выпускники покидают университет более зрелыми, лучше представляют себе требования работодателей к их подготовке. Поэтому работодатели, безусловно, должны быть в таком сотрудничестве заинтересованы.

Извлекаете ли вы какую-нибудь пользу от сотрудничества с компаниями, в которых потом смогут работать ваши выпускники?

При оценке эффективности ВУЗа, учитывается количество трудоустроенных по профилю выпускников и их удовлетворенность образовательным процессом. Эти показатели считаются очень важными. Участие работодателей повышает качество подготовки наших выпускников и способствует их трудоустройству, ведь работодатель охотно приглашает тех, кто хорошо зарекомендовал себя со студенческой скамьи, и тех, у кого уже есть опыт реальной работы. Соответственно, количество трудоустроенных выпускников, благодаря такой системе, повышается. Удовлетворенность учебным процессом также становится выше, когда студенты взаимодействуют с представителями организаций, в которые можно пойти работать. Появляется чувство собственной значимости, ценности приложенных усилий, уверенность, видение перспективы будущей карьеры. В результате растет их удовлетворенность и доверие к образовательному процессу в целом. Для ВУЗа это важные стимулы стремиться сотрудничать с работодателями.

Есть ли от этого какая-нибудь польза для профессорско-преподавательского состава?

Облегчение процесса обучения. На руку играет растущая мотивация студентов. Не нужно тратить дополнительное время и силы, чтобы объяснять, зачем им учиться. Они это понимают, участвуя в подготовке проектов с будущим работодателем и занимаются гораздо эффективнее.

Мы специально исследовали влияние такого сотрудничества на мотивированность студентов. Для этого взяли две контрольные группы студентов, которые должны были поработать над одним из объектов компании «Ленстройтрест» в Юкках. Первая группа работала с участием сотрудников «Ленстройтреста». Вторая – без них. Уровень мотивированности, качество проектов и степень их готовности у второй группы был ниже. А нагрузка на преподавателей – выше. Поэтому мы тоже заинтересованы проводить обучение при участии работающих на рынке компаний.

Выходит, вовлечение застройщиков помогает сократить срок адаптации молодого специалиста после ВУЗа. Можете ли вы оценить, насколько сокращается время?

Оценить время адаптации очень сложно, всё-таки оно индивидуально. Но я бы сказала, что для многих такая практика будет способствовать пониманию необходимости продолжения учебы в магистратуре, осознанию, что четырех лет учебы недостаточно. Другие задумаются, хочется ли им быть дизайнерами среды широкого профиля, или лучше развиваться в более узкой специализации. Например, для начала карьеры дизайнера интерьеров, занимающегося оформлением частных квартир, четырех лет бакалавриата может быть вполне достаточно. Некоторые студенты после защиты диплома начинают работать в организациях, руководители которых являются нашими преподавателями. У них выпускники спокойно набирают опыт и достигают необходимой квалификации. В таких случаях, адаптация происходит очень быстро, ведь руководители компаний берут на работу собственных студентов-дипломников, с которыми уже есть взаимопонимание и доверие. Такие партнёры – это «Архитектурное бюро А2» и студия «Интерьеры Дашкова». Случаев трудоустройства бакалавров в крупные строительные компании пока нет, но одна из выпускниц магистратуры выбрала такую карьеру. Есть успешные примеры открытия выпускниками собственных дизайн-студий, карьеры в известных ландшафтных и интерьерных бюро Санкт-Петербурга и Москвы, образовательных учреждениях, музеях. Интересные карьерные траектории возникают у студентов из Китая. Многие делают карьеру в крупных российско-китайских компаниях. Часть студентов продолжает научную работу в аспирантуре. В принципе, магистры имеют большие возможности выбора. Некоторые компании даже заранее обращаются с заявками на трудоустройство будущих выпускников.

Значит, такой подход позволяет при выпуске из магистратуры сформировать готового специалиста, мотивированного и понимающего, что надо делать?

Да. И чем больше у нас контактов с разными работодателями и реальных проектов, тем больше возможностей мы даем нашим студентам попробовать себя в той или иной отрасли проектной деятельности. Одним ближе благоустройство, другим – озеленение, третьим – интерьер, ивент-дизайн или музейный дизайн. Есть из чего выбрать.


Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Комментировать
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Застройщики, упомянутые в статье

Аналитика рынка недвижимости

Картинка к статье: Богатая история заповедных лесов

Богатая история заповедных лесов

В Петербурге и Ленинградской области немало заповедных мест с богатой историей и потрясающими видами. Красносельский, Пушкинский, Петроградский, Кронштадтский районы славятся своими территориями с великолепной природой....

Статья. 27.04.18