Рынок инвестиций в недвижимость: тренды 2017 года
За круглым столом, организованным нашим порталом, эксперты рынка недвижимости Петербурга и Ленинградской области подвели предварительные итоги года. Одна из важных тем, обсуждавшихся на мероприятии, касалась новых трендов на рынке инвестиций в недвижимость и изменившегося портрета инвестора.
Благосостояние падает
Финансовый директор E3 Group Антон Рудаковский рассказал, что в уходящем году модель поведения инвесторов изменилась.
Раньше это были агрессивные игроки, которые не смотрели внимательно на объекты недвижимости. Они интересовались в основном ценами, стремились купить как можно больше объектов, как можно быстрее их «провернуть», и на этом заработать. Сейчас благосостояние инвесторов уменьшилось, а, следовательно, снизился и средний чек покупки. Раньше больше было людей, готовых приобрести квартиру за наличные средства. Сейчас большое количество инвесторов закредитованы – у них уже есть ипотека, – прокомментировал он.
Ещё одна тенденция заключается в том, что сейчас человек, планирующий заработать на купле-продаже недвижимости, купив на старте продаж и продав на финише, больше обращает внимание на локацию. Инвестор выбирает недвижимость в черте города, ту, что обладает большей привлекательностью с точки зрения дальнейшей перепродажи.
Любая квартира, которая приобретается, во-первых, имеет свой потенциал роста, а, во-вторых, срок экспозиции. Можно купить самую недорогую квартиру либо студию, а потом замучиться ее продавать. Это может занять и год, и два, и три. И соответственно, чем больше срок, тем больше размазывается доходность, – отметил Антон Рудаковский.
Апартаменты
Следующий тренд, который обозначил эксперт, – увеличение популярности апартаментов. У этого типа недвижимости зачастую гораздо более выгодная локация, нежели у жилого объекта, упрощённые процедуры получения разрешений и согласований. Апартаменты интересны такжке тем, что они предлагают чуть более высокий класс жилья, чем квартира, купленная за те же деньги.
Работа с апартаментами – это одна из доходных программ, на которую сейчас переключились инвесторы. Таким образом они некую ответственность за финансовый результат стараются снять с себя и делегировать управляющим компаниям. Доходность в этом сегменте – от 10 до 17% годовых, и если раньше инвесторы просто отбрасывали такие предложения как низкодоходные, сейчас это пользуется спросом, – продолжил Антон Рудаковский.
Директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка компании RBI Вера Серёжина отметила, что апартаменты, по сути, собрались в целый инвестиционный сегмент.
За этот год в бизнес-классе 11% продаж составили апартаменты. В прошлом году – 8%. Вот такой слой инвесторов покупает апартаменты. И если они в дальнейшем собираются сдавать недвижимость в аренду, то апартаменты предлагают большие возможности: как правило, с управлением, с сервисом, то есть это готовый инвестиционный продукт. Рынок взрослеет, и инвесторы будут собираться в сегмент апартаментов, – рассказала она.
По словам эксперта, на рынке коммерческой недвижимости тоже инвесторов достаточно много. В 2017-м до 60% таких помещений покупали инвесторы и сдавали их в аренду.
Коллективные инвестиции
Следующая тенденция: инвесторов стали интересовать программы коллективного инвестирования, например краудфандинговых платформы, паевые инвестфонды.
Мы рассматриваем этот тренд как позитивный. Еще пару лет назад у большинства инвесторов было убеждение относительно инвестиций: безопасность – это банк, доходность – это недвижимость. Сейчас ситуация меняется, – сказал Антон Рудаковский.
Вера Серёжина согласна с коллегой в том, что коллективное инвестирование – это расширение возможностей. Чем больше людей готовы покупать такие готовые пакеты, паи, тем больше будет доверия к этому инструменту у инвесторов.
Портрет инвестора
Вера Серёжина также рассказала подробнее о портрете нынешнего инвестора:
Инвестор стал более взвешенным. Сначала это было так: купить «однушечку» и продать. Это продолжалось до 2014 года, когда люди покупали «однушки», студии, не думая о том, что не всегда удастся потом это выгодно продать. Сейчас люди начали внимательно смотреть – как профессиональные инвесторы. Начали выбирать дома, коммерческую недвижимость, думая о том, где купить и как потом продать.
Президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО Игорь Горский отмечает ту же тенденцию:
Инвесторы действительно повзрослели, изменили свой менталитет, и, на мой взгляд, поумнели. Стали понимать, какие их ждут расходы: ты либо «попадёшь» на налог, либо с тебя 30 тысяч возьмёт еще застройщик за договор переуступки... А ведь дело в том, что все расходы играют свою роль: 30 тысяч сюда, 15 – туда, и в итоге остается не 15% прибыли, а 11%, например. Плюс если ипотека – то вообще ноль прибыли. Сейчас люди понимают, что есть три параметра: вложения, доходность и срок, за который ты хотел бы эту доходность получить.
В целом, по словам руководителя группы маркетинга компании «ЦДС» Петра Буслова, в России недвижимость – это единственный инструмент, который инвестор-обыватель понимает.
В США около 80% населения активно пользуются ценными бумагами и фондовым рынком. У нас такого нет. С точки зрения сохранения денег для русского человека единственное, что является активом – это квартира. Поэтому вопрос инвестирования в недвижимость ещё долго останется актуальным, – резюмировал эксперт.
За круглым столом прозвучало ещё много интересных мнений на тему инвестиций в недвижимость (и не только). Мы будем периодически приводить их в наших публикациях.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: