Центры притяжения
Доставляй и развлекай
Таким может стать рецепт удачного создания центров притяжения на окраинах мегаполиса. По отдельности эти составляющее малоэффективны. Зато при объединении дают хорошие результаты.
Ещё в прошлом веке во многих крупных городах произошло выделение локаций, застраиваемых офисной недвижимостью. Высокая маятниковая миграция, заторы на дорогах стали сегодня неотъемлемым спутником этих мест. Для борьбы с негативным влиянием центров деловой активности на городскую среду предлагаются разные решения.
Офисам – центр
Многие урбанисты продвигают идею полицентричных городов. Жилые кварталы в них должны возводиться вокруг общественных зон, предполагаемых мест работы, школ и высших учебных заведений. Основным плюсом таких проектов считается отсутствие транспортных проблем. Люди реже попадают в пробки и меньше времени проводят в дороге. Это позволяет им вести более здоровый образ жизни, больше времени посвящать себе и своим семьям. Решается также проблема маятниковой миграции, сокращается количество дорожно-транспортных происшествий, улучшатся экология. Однако теория не идеальна.
- В теории полицентричных городов центром притяжения становятся места работы, учебы и досуга, - говорит управляющий партнёр компании IPG.Estate Иван Починщиков. - Но высок риск, что человек будет привязан к определенному месту, а это неправильно. Например, если он захочет поменять работу, ему придётся переехать. В большей степени это утопичная история.
Из-за необходимости сделать офисы удобными для всех, их всё же лучше строить в центре города.
- Развитие деловых кварталов в спальных районах - сложный вопрос, - уверен руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. - Всё же офисный центр должен быть удобен для как можно большего числа жителей всего города. Поэтому размещение офисов в центре и вокруг центра города пока более распространено».
При этом периферийные офисные центры также имеют ряд достоинств, которые могут быть полезны как для районов размещения, так и для города в целом. Основной из них - это более сбалансированные маятниковые потоки внутри города. Хорошим примером является деловой квартал в зоне Пулково. Бизнес-зона стала центром притяжения деловой активности, несмотря на свое расположение на окраине. Этому способствует в том числе и близость аэропорта.
Метро как фактор развития
Не только аэропорты, но и гораздо меньшие по масштабу транспортные узлы становятся сегодня мощными центрами притяжения.
- В объявлениях о продаже недвижимости всегда указывается, сколько времени занимает дорога до метро, - говорит президент группы компаний «Экотон», вице-президент АРСП Екатерина Романенко. - Это очень важный критерий при покупке квартиры. Он является признаком развитой транспортной, торговой и социальной инфраструктуры. Самые востребованные проекты всегда будут там, где меньше всего можно ожидать проблем с транспортной доступностью.
По мнению эксперта, одним из наиболее удачных примеров локации нового микрорайона на окраинах города можно считать Кудрово. Он расположен в относительной близости к станции метро «Улица Дыбенко».
- Секрет его успеха заключается в том, что застройщик применил целостный подход, построив не один-два дома, а целый микрорайон с хорошо развитой инфраструктурой, - говорит Екатерина Романенко. - Однако, с выездом оттуда существуют серьезные проблемы. Развязки не справляются с нагрузкой.
Оставляющая желать лучшего транспортная доступность одинаково характерна почти для всех микрорайонов на окраинах. Некоторые из них, например, Мурино или Девяткино, спасает станция метро. В том же Кудрово спрос поддерживается постоянным муссированием слухов о строительстве станции чуть ли не на территории микрорайона. Кроме того, относительно недалеко расположена станция метро «Улица Дыбенко».
Место, куда пойти
Такое место должно быть у каждого, писал один из классиков отечественной литературы ещё в позапрошлом веке. Неудивительно, что вторым по важности фактором, притягивающем людские потоки, является развитая инфраструктура. По мнению руководителя группы продаж новостроек «Юринфо Недвижимость» Сергея Исакова, объекты коммерческой недвижимости можно создавать и на окраине города.
- Например, в конце Комендантского или Ленинского проспекта, ближе к Финскому заливу торговые центры будут вполне уместны, - считает Сергей Исаков. - Или в том же микрорайоне Девяткино. Торгово-развлекательных комплексов там однозначно не хватает. Да, там есть метрополитен, продуктовые магазины, фитнес-центр, но другой развлекательной инфраструктуры пока не существует.
Наличием инфраструктуры привлекают покупателей и застройщики, основной акцент при продажах делая на уже существующих в локации детских садах, школах, и местах проведения досуга.
- Торгово-развлекательные комплексы взяли на себя роль общественных центров жилых кварталов, - говорит Игорь Кокорев.
- С учётом их частого расположения рядом со станциями метро, у мест концентрации потоков, эта роль усиливается еще больше.
Популярные ТРК могут решить или ослабить проблему досуга, проводить который горожане не стремятся у себя дома. Сейчас в Петербурге наблюдается ощутимый перекос людских потоков либо в сторону центра, либо, наоборот, за пределы городской черты. Для прогулок жители могут выбирать ещё более удаленные районы Петербурга и Ленобласти. Например, Пушкин, Павловск, Петергоф, Гатчину, Курортный район.
- Горожанам негде гулять у себя в районе, - говорит руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге Екатерина Заволокина. - Поэтому они вынуждены выезжать за его пределы. На мой взгляд, надо создавать точки притяжения в самих жилых районах.
Такие возможности есть. Например, многие петербуржцы приезжают с окраин в ТРК «Галерея», считающийся лучшим ТРК города. Хорошими примерами являются также такие объекты, как ТРК «Мега Парнас» и «Мега Дыбенко», куда съезжаются люди со всего города. Комплексы вроде «Гранд Каньон», «Лето», «Жемчужная Плаза» служат центрами притяжения для жителей северной и южной части города.
- Окраины города в основном представлены жилыми микрорайонами, для которых точки притяжения - это в первую очередь парковые зоны, где жители района отдыхают, занимаются спортом, гуляют, - говорит Екатерина Заволокина. - Либо торгово-развлекательные центры, куда они приезжают за шопингом, впечатлениями и развлечениями.
Впрочем, жителям центра города, реши они проводить время не в музеях, выезжать за пределы района все же придётся.
- Как правило, крупные комплексы строятся не в центре, где застройка уже сформирована, а именно на окраинах города, предполагая выезд человека туда на целый день, - говорит руководитель проектов девелопмента Becar Asset Management Group Екатерина Тейдер. - В этом случае помимо многофункциональности, большую роль будет играть логистика и транспортная доступность.
В Москве, например, целый ряд торговых центров, расположенных на МКАД, стали точками притяжения не только москвичей, но и жителей Подмосковья и соседних областей. Отдельно стоит отметить «Крокус-Сити», который сочетает в себе концертную площадку, выставочное пространство, спортивные объекты, торговые площади и развлекательную инфраструктуру.
Впрочем, Петербург пока развивается всё же вокруг центра.
- Пока сохраняется устойчивая модель потребления всего в центре и есть незастроенные пятна и объекты для реновирования, девелоперу будет проще строить в центре, - говорит директор по рекламе ДК «Созвездие» Дмитрий Ермышев. - Другие районы так и будут оставаться спальными.
Кроме того, торговой составляющей рынок же наполнился. Нужно придумывать другие форматы: парки развлечений, зоопарки, театры, выставочные проекты.
- Всё то, что создает интересный людям контент, - говорит Дмитрий Ермышев. - То, что нельзя получить в другом месте. В мире есть примеры успешных деловых, креативных, музейных кварталов, которые являются центрами притяжения.
Торговые центры, действительно, не единственное, что может стать точкой притяжения людей.
- Окраины города, зачастую не обладающие исторической и культурной ценностью, могут формировать точки притяжения за счет зеленых зон - парков и лесопарков, активного спортивного отдыха, - говорит директор департамента консалтинга Colliers International Василий Довбня.
Удачным примером может послужить Парк 300-летия Санкт-Петербурга, который изначально имел довольно пустынный вид. Сейчас это одно из лучших мест для отдыха с большой зеленой зоной. Там проходит много спортивных, культурных и социальных мероприятий, начиная от велопробегов и заканчивая крупными фестивалями.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: