– По данным Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) около трети напорных и газовых полимерных труб, возможно, фальсифицированы или являются контрафактом. Подобная статистика предваряет проблемы недалекого будущего, недалекого отчасти потому, что срок службы таких труб не превышает и десяти лет. Помимо естественного роста тарифов ЖКХ, в которые закладываются суммы ремонта заведомо некачественных сетей, многократно возрастает риск утечки воды из напорных труб в почву. При этом существует и такой фактор техногенной катастрофы как загрязнение воды вредными веществами из почвы и коррозийными частицами в трубах утративших герметичность.
Качество трубопроводных сетей косвенно контролируется рынком конкурсных торгов: контракт законно, но недальновидно отдается предложению с наименьшей стоимостью. Гарантийный срок, ложащийся на подрядчика, обычно не превышает трех лет, при этом окупаемость трубопроводной системы начинается от 60 лет. Такой рыночный подход в борьбе за тендерные заказы побуждает конкурирующие с крупными производствами гаражные предприятия сокращать себестоимость продукции. Казалось бы, в таком бизнесе прямая зависимость качества от вложений потенциально предполагает повышенную ответственность контрагентов, однако ситуация выглядит иначе. Крупные предприятия вкладываются в производственную инфраструктуру, обеспечивающую контроль качества продукции, содержат квалифицированный персонал и работают только с хорошим сырьем – всеми этими условиями кустарные производства, естественно, пренебрегают. В качестве сырья для контрафакта используют вторичные материалы, причем материалы неизвестного происхождения. В итоге гаражные производители в конкурсной гонке успешно обходят по ценовой политике крупные предприятия, устроители тендеров закрывают планы, а заведомо ускоренный износ сетей подталкивает тарифы к постоянному росту.
По оценкам экспертов отрасли, износ сетей в РФ сейчас оценивается в 45%. И уже сегодня не доставляется до потребителя порядка 40% добытой и доведенной до санитарно-эпидемиологических норм воды. Обеспечивают законность этой схемы сертифицирующие организации, готовые за деньги оформить необходимые протоколы испытаний и выдать сертификат без проверок, по сути, превращая весь контроль качества в условность. По закону, оформить сертификат на напорную трубу по обязательному ГОСТ Р могут только специализированные органы, аккредитованные Госстандартом. Для этого необходимо предоставить в орган по сертификации пакет сопроводительной документации и заявку на проведение процедуры подтверждения безопасности и соответствия требованиям госстандартов. Напорные трубы из полиэтилена требуют подтверждения соответствия ГОСТам. По образцу, который прошел испытания в лаборатории, продукция получает ПИ – протоколы испытаний, на основании которых заявителю выдается сертификат, если продукция соответствует требованиям ГОСТ Р. Заявителем может выступать изготовитель, импортер или лицо, представляющее его интересы, при этом оформление разрешительных документов на трубы возможно как на единичную продукцию, так и на партию, либо на серийный выпуск. Сертификат соответствия на трубы можно получить на срок от одного года до трёх лет, срок зависит от выбранной схемы сертификации, что, конечно, влияет на себестоимость лицензии.
Попытки обойти законодательные нормы сертифицирующими организациями или обмануть заявителя – вариативны, но есть индикаторы, по которым это возможно выявить. Один из них выглядит так: в лабораторию для получения «правильных» ПИ отправляется образец из другой партии труб, у которых с качеством все в порядке. Если организация предлагает «решить вопрос» за несколько дней – это еще один индикатор, минимальное время прохождения образцом всех испытаний – две недели. Когда спрашивают о том, необходимы ли вам ПИ вместе с сертификатом, становится понятно, что испытания пройдены не были. Средняя цена по рынку на годовой сертификат и ПИ около 130 тыс. рублей, сильное занижение цены также говорит о неправомерных действиях организации. Из-за очень мутной процедуры сертификации честные игроки на рынке теряют часть своей прибыли, а потребители находятся под риском техногенных катастроф и залатывают своими кошельками пробоины в системе контроля.
В ФЗ-223 и Ф-З44 о конкурсной документации необходимо ввести изменения, ужесточающие требования к качеству поставляемой продукции. Такие поправки заставят производителя и поставщика в случае несоответствия поставленной продукции заявленным требованиям материально отвечать за это в суде. Вода и деньги перестанут утекать свозь пальцы, проблема решится только системными изменениями. На стадии поставки трубы должны отбраковываться по нарушениям в оформлении паспортов качества и сертификатов соответствия. Помимо этого, причины аварий надлежит расследовать и выявлять в скрытых дефектах поставленных труб, которые не были отбракованы во время входного контроля и приемки в эксплуатацию. Однако пока правительство не примет поправки в закон о введении обязательного Технического регламента на материалы для строительства сетей водоснабжения и водоотведения, трубный фальсификат будет наводнять рынок труб в стране, и объемы воды, доходящей до потребителя, будут все меньше.
Войти как пользователь: