Сегодня перед отраслью встала необходимость перейти на новую модель определения сметной стоимости в строительстве. Объявлены сроки перехода – 1 октября 2018 года. Это нововведение активно обсуждается всеми участниками рынка.
Недавно у нас, в Липецкой трубной компании «Свободный Сокол», была дискуссия, в которой участвовали 40 представителей региональных предприятий во главе с первым вице-губернатором Липецкой области Юрием Божко, директором департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ольгой Дашковой и первым заместителем начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Ириной Лишенко.
Вопрос перехода на новую ресурсную модель – больной вопрос для многих предприятий. Почему? Поясню на нашем примере. Мы являемся импортозамещающим предприятием, более того мы экспортируем нашу продукцию в Великобританию, Германию, Италию, Испанию, Ирак, Португалию, Польшу, Словению также в страны СНГ: Белоруссию, Казахстан, Молдову и др. Наши трубы из высокопрочного чугуна с шарообразным графитом (ВЧШГ) сертифицированы немецкой ассоциацией водо- и газоснабжения DVGW, в Великобритании в WRAS – «Консультативной системой в рамках устава водопользования», наша продукция обладает всеми необходимыми сертификатами для применения как в России, так и в Европе.
ВЧШГ – сейчас технология номер 1 в мире для водопроводных систем. Такие трубы безопасны, безаварийны, выдерживают сейсмическую нагрузку, используются при постройке автомагистралей, в условиях Крайнего Севера, не требуют специальной «подушки», их можно засыпать той же землей, они быстро монтируются. Но главное – питьевая вода по этим трубам поступает к людям без каких-либо примесей, без вторичного загрязнения. Согласитесь, чистая питьевая вода в кране – один из важнейших вопросов государственной безопасности.
Но! Любое подпольное предприятие, по определению не обремененное никакими проверками на соответствие стандартам, выпускающее какие-то трубы, находится в заведомо выгодном положении, потому что может давать демпинговые цены без ущерба для своей работы. В сфере борьбы с контрафактом, объявленной руководителями нашей страны, нужно обязательно отрезать все возможные лазейки для продвижения некачественной продукции, которая будет дешевой на входе, а потом «черной дырой» для бюджета за счет необходимости бесконечно ремонтировать и переделывать постройку или инженерную сеть. А в ситуации, когда принимается решение только на основании самой маленькой цены, для контрафакта, я считаю, открывается «зеленая улица». Ведь по новой ресурсной модели учитывается только цена, а не качество продукции, не его долговечность и цена установки, владения, эксплуатации.
Как все это можно оценить? Для этого должен быть введен параметр «жизненного цикла» здания. На данный момент это понятие не закреплено на законодательном уровне, а то что не закреплено в законе – этого не существует, как справедливо заметила г-жа Дашкова.
На примере труб ВЧШГ производства ЛТК «Свободный Сокол» – экономия для закупщика складывается из косвенных факторов: отсутствия расходов электроэнергии на сварку, так как монтаж трубы ее не требует, отсутствия необходимости подвозить песок и делать «подушку» и т. п. Эти затраты достаточно ощутимы, и они должны учитываться в новой системе принятия решений.
Необходимо вводить обязательную сертификацию по ФЗ-44 не только продукции, но и производства. Законопроект, в котором вводится параметр «жизненного цикла здания», прошел первое чтение в Государственной Думе. Выражаю надежду, что это принципиально улучшит ситуацию с контрафактом в строительной отрасли, где его так много.
Войти как пользователь: