– Отсутствие единой и всеобъемлющей системы мер государственного регулирования в области применения материалов при строительстве и устройстве сетей водоснабжения и водоотведения на территории РФ приводит к невозможности эффективного обеспечения реновации водопроводного комплекса, усугублению критического состояния трубопроводов ввиду высокой степени их износа и аварийности, что влечет угрозу существенного экономического и экологического урона.
На сегодняшний день на территории РФ в различных регионах уровень износа водопроводных сетей может достигать показателя 70% и выше. Ввиду того, что многие водоводы фактически отработали срок амортизации, количество аварий увеличивается, растет процент потерь воды в процессе ее транспортировки потребителю. В различных городах потери составляют до 50% от всего объема подаваемой воды. Это притом, что в последнее десятилетие стоимость подготовки питьевой воды постоянно увеличивается. Таким образом, вода, прошедшая дорогостоящую процедуру добычи и очистки, просто уходит в землю, а те объемы воды, которые все же доходят до конечного потребителя, далеко не всегда соответствуют необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам. Это, в свою очередь, обусловливает постоянный и значительный рост тарифов за услуги ЖКХ.
Учитывая огромную протяженность трубопроводных сетей ЖКХ России как самой большой страны в мире, масштаб данной проблемы в социально-экономическом измерении чрезвычайно велик. Выходом из данной непростой ситуации является реновация водопроводной системы страны – обновление ее основных фондов путем реконструкции имеющихся и строительства новых водоводов. При этом важно учитывать, что реновация сетей водоснабжения и водоотведения достижима только при условии применения труб с подтвержденным на практике сроком службы более 50 лет, а также гарантией их качества и соответствия мировым стандартам надежности, долговечности и экологической безопасности. В случае применения труб с небольшим сроком службы и, тем более, сомнительного качества не только не удастся решить проблему обновления трубопроводной системы, но, что действительно катастрофично, приведет к еще большему увеличению износа трубопроводов и сокращению остаточного срока их службы. Это риск, который вряд ли может быть оправдан в случае с решением вопроса об обеспечении функционирования систем, связанных с жизнедеятельностью человека, к которым относится водоснабжение и водоотведение.
Вопрос реновации водопроводного хозяйства решается в рамках модернизации системы ЖКХ, инициированной Президентом РФ В.В. Путиным. В частности в Майских указах В.В. Путина от 7 мая 2012 года содержится постановление «разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов» для сферы ЖКХ (Указ президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 07.05.2012).
Однако существуют обстоятельства, существенным образом препятствующие успешному решению стратегически значимой для развития социально-экономического комплекса РФ задачи реновации водопроводного хозяйства.
В первую очередь, следует отметить, что в настоящее время нет повсеместного и обязательного для исполнения Технического регламента, регулирующего порядок выбора материалов при строительстве и устройстве сетей водоснабжения и водоотведения. Это притом, что различные виды труб имеют ограничения в порядке использования и не могут применяться без учета условий территории, на которой ведется строительство трубопровода. Существуют регламентирующие документы регионального значения, как, например, «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге» (РМД 40-20-2013 Санкт-Петербург), «Технические требования АО «Мосводоканал» к проектированию объектов водоснабжения и водоотведения в г. Москве при новом строительстве и реконструкции» (редакция от 28.03.2016). Практика использования данных технических требований и регламентов наглядно продемонстрировала положительный эффект и может рассматриваться как образец для повсеместного распространения.
Ввиду отсутствия единой законодательно закрепленной нормативно-технической базы в сфере материалов и технологий при строительстве и устройстве сетей водоснабжения и водоотведения, а также крайне несовершенной системы сертификации в России на трубном рынке отмечается засилье фальсифицированных и контрафактных труб, которые массово используются при строительстве трубопроводов.
Еще одной важной проблемой, которую в этой связи необходимо отметить, является использование при прокладке трубопроводов коммунальной инфраструктуры труб, бывших в употреблении. Рынок труб б/у, по оценкам Минпромторга России, достигает 700 тыс. тонн труб в год, что составляет 6,5% от общего потребления труб в России в 2014 году (в сегменте строительства и ЖКХ эта доля превышает 15%). Разница в 2 – 2,5 раза между стоимостью новых и б/у труб является стимулом для реализации коррупционных схем. При этом стальные трубы б/у, в том числе не подвергнувшиеся значительной коррозии в силу свойств транспортируемых сред, многие годы работали в условиях высокого давления. Накопившаяся «усталость» металла, в сочетании с более жесткими коррозионными условиями применения в ЖКХ, приводит к высокой аварийности. Достаточно привести в пример резонансное судебное разбирательство – так называемое «трубное дело» в г. Санкт-Петербурге. В 2012 году уголовное дело было возбуждено в отношении организованной группы, в которую входили сотрудники смольнинского комитета по энергетике Санкт-Петербурга и крупной подрядной организации «Петроком».
В ходе реконструкции магистральных трубопроводов теплоснабжения под видом новой и соответствующей всем нормативам трубной продукции было уложено 600 км бракованных труб, а именно стальных труб б/у после их использования в газоснабжении. Для сокрытия данных фактов, к трубам прилагались поддельные «сертификаты качества» от заводов-производителей. Некондиционный материал внешне не отличался от нормального: трубы специально покрасили и нанесли нужную маркировку. Подлог был быстро обнаружен ввиду того, что начались массовые аварии на теплоцентралях. В результате следствия были выявлены факты коррупции, мошенничества и ущерба государственному бюджету на суммы в миллиарды рублей. Такие случаи, являющиеся следствием преступных действий и халатности, не единичны. Зачастую подобные факты замалчиваются, не становятся публичными, а поэтому представляют чрезвычайно важную угрозу.
Войти как пользователь: