Личный
кабинет

22 декабря

06:08

Дмитрий Карпушин

Дмитрий Карпушин

Эксперт рынка недвижимости

Сфера деятельности

Девелопер

Специализация

Аналитика, Жилая среда, Инфраструктура

Четыре признака нормальной архитектуры

Четыре признака нормальной архитектуры

Архитектурные каноны в принципе фундаментальны. Фундаментальность их проистекает не из догматизма, а из самой анатомии человека. Дома строятся для людей, и если бы мы были, к примеру, разумными ящерами, наша архитектура выглядела бы совершенно иначе. Но мы люди, поэтому нормальное здание похоже на нормальное человеческое тело. Это принцип антропоморфности. В общем, не тот конструктив, который можно пересмотреть по желанию заказчика. Вот несколько простых примеров, которые актуальны как для архитектуры, так и для человеческого телосложения:

1) Четкая вертикальная структура. У человека должна быть голова, и она должна быть наверху. А ноги внизу. Глаза – спереди, а руки по бокам. Подобные принципы актуальны и в проектировании зданий. Это и красиво, и функционально; все прочее – не «эксперимент», а просто абсурд.

2) Осевая симметрия. Если правая рука в два раза длиннее левой, один глаз на щеке, а другой на лбу, мы вряд ли сочтем это красивым. А вот плывущие по разным уровням окна – это почему-то считается «новаторством».

3) Базовые пропорции. Они сохраняются при любых типах телосложения. Например, полный вы или худой, а длина вашей кисти относится к длине вашего предплечья по золотому сечению (1:1,618). Можете проверить. Аналогичным образом, здание с нарушением пропорций – это не «смелое решение», а ментальная криворукость проектировщика.

4) Соотношение верха и низа. Ноги крупнее рук; ступни крупнее ладоней; тонкие детали (например, черты лица) располагаются наверху; внизу все попроще и погрубее. Точно так же и в архитектуре: прочное основание несет нагрузку, в то время как тонкий декор находится ближе к вершине здания.

Конечно, это весьма упрощенное изложение некоторых архитектурных принципов, но речь о том, что их нарушение дает сомнительный результат. Вряд ли мы сочли бы красивой женщину, у которой три ноги (даже если все эти три ноги – стройные). Между тем, подобных «трехногих» домов с «глазом на щеке» пруд пруди, и многие хвалят архитекторов за «новаторский» подход.

Хотя, по мнению декана Йельской архитектурной школы Роберта Стерна, восхищаться тут нечем: «Одна из проблем современной архитектуры состоит в ее общей идее отсекания себя от наследия прошлых эпох. Создавать здания, отрицая прошлое, нелепо. За этот отрыв мы теперь платим непомерную цену».

30 августа 2016
Комментировать
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.