Архитектурные каноны в принципе фундаментальны. Фундаментальность их проистекает не из догматизма, а из самой анатомии человека. Дома строятся для людей, и если бы мы были, к примеру, разумными ящерами, наша архитектура выглядела бы совершенно иначе. Но мы люди, поэтому нормальное здание похоже на нормальное человеческое тело. Это принцип антропоморфности. В общем, не тот конструктив, который можно пересмотреть по желанию заказчика. Вот несколько простых примеров, которые актуальны как для архитектуры, так и для человеческого телосложения:
1) Четкая вертикальная структура. У человека должна быть голова, и она должна быть наверху. А ноги внизу. Глаза – спереди, а руки по бокам. Подобные принципы актуальны и в проектировании зданий. Это и красиво, и функционально; все прочее – не «эксперимент», а просто абсурд.
2) Осевая симметрия. Если правая рука в два раза длиннее левой, один глаз на щеке, а другой на лбу, мы вряд ли сочтем это красивым. А вот плывущие по разным уровням окна – это почему-то считается «новаторством».
3) Базовые пропорции. Они сохраняются при любых типах телосложения. Например, полный вы или худой, а длина вашей кисти относится к длине вашего предплечья по золотому сечению (1:1,618). Можете проверить. Аналогичным образом, здание с нарушением пропорций – это не «смелое решение», а ментальная криворукость проектировщика.
4) Соотношение верха и низа. Ноги крупнее рук; ступни крупнее ладоней; тонкие детали (например, черты лица) располагаются наверху; внизу все попроще и погрубее. Точно так же и в архитектуре: прочное основание несет нагрузку, в то время как тонкий декор находится ближе к вершине здания.
Конечно, это весьма упрощенное изложение некоторых архитектурных принципов, но речь о том, что их нарушение дает сомнительный результат. Вряд ли мы сочли бы красивой женщину, у которой три ноги (даже если все эти три ноги – стройные). Между тем, подобных «трехногих» домов с «глазом на щеке» пруд пруди, и многие хвалят архитекторов за «новаторский» подход.
Хотя, по мнению декана Йельской архитектурной школы Роберта Стерна, восхищаться тут нечем: «Одна из проблем современной архитектуры состоит в ее общей идее отсекания себя от наследия прошлых эпох. Создавать здания, отрицая прошлое, нелепо. За этот отрыв мы теперь платим непомерную цену».
Войти как пользователь: