Люди не умеют покупать жилье.
Это хорошо видно в процессе выбора квартиры. Массовый покупатель руководствуется двумя основными соображениями: цена и удаленность от метро. А вот спроси рядового горожанина про благоустройство, что он ответит? В лучшем случае какие-то самые очевидные вещи: транспортная доступность, ухоженные дворы, чистота на улицах. Но даже при соблюдении этих формальных норм нет гарантий, что квартал будет удобным для жизни.
При этом никто не разъясняет горожанам, что такое хорошо и что такое плохо. А это необходимо делать – без популизма, но на понятном для обывателя языке. Так, чтобы и профессионалы одобрили, и потребители «присвоили». Но вместо этого застройщики красят фасады (вот, мол, вам «архитектура») и разбивают клумбы (вот, мол, вам «благоустройство»).
Вряд ли что-то изменится до тех пор, пока массовый клиент не потребует более качественного продукта. Просвещение покупателя займет немало времени, но все остальное – утопия. Власти могли бы взять на себя организацию разъяснительной работы. Во всяком случае, им клиент поверит скорее, нежели застройщикам.
Чтобы не ограничиваться философией, приведу собственный топ-5 критериев выбора жилья, о которых часто забывают покупатели:
• плотность застройки (плотная застройка – это плохо; высокая этажность увеличивает плотность, и вдобавок это просто некрасиво)
• доля малогабаритного жилья (чем меньше студий и «однушек», тем лучше; иначе жилой комплекс рискует стать постоялым двором для квартиросъемщиков)
• социально-бытовая инфраструктура (необходима возможность для досуга, причем не только детей, но и взрослых, иначе получается «спальник»)
• изменение ценности жилья со временем (можно ли будет продать квартиру через 5 лет за достойные деньги?)
• подсобные помещения в квартире (шкафы захламляют даже большую квартиру, хорошие кладовые способны сделать просторным даже небольшое жилье).
Таков мой личный список. Коллеги могут добавить.
Войти как пользователь: