Не рублем единым выбирают работу
Долгое время считалось, что главная мотивация сотрудников рабочих специальностей – высокая оплата труда. Однако не меньше, чем хороший заработок, на лояльность рабочих влияют гибкий график и свободное время для досуга со своими близкими или хобби.
В России не первый год говорят о вновь обозначившейся проблеме дефицита рабочих кадров. В нужном количестве найти их можно не всегда. Вероятно, поэтому зарплата рабочих давно сравнялась, а иногда и превышает суммы вознаграждения, которое получают офисные сотрудники. Ничего удивительного: любая, даже не предполагающая высокой квалификации работа, требует ответственности и серьезного отношения. За это и платят. Деньги, впрочем, не всегда становятся главным мотивирующим фактором.
Было бы желание
«В каждом деле есть свои сложности, - говорит директор по маркетингу компании «Градус» Владимир Гаврилов. – Необходимая для работы у нас квалификация не настолько высока, чтобы обладающих ею людей было не найти. После короткого обучения работать у нас сможет любой, кто имеет водительские права соответствующей категории и желание трудиться. Конечно, в нашей работе есть некоторая специфика. Надо, например, целый день сидеть в машине. Не всем это нравится».
Специфика работы в компании не исчерпывается одной лишь необходимостью быть рядом с автомобилем весь день. «Градус» – лидер петербургского рынка аренды специальной строительной техники – компрессоров и генераторов. В задачи водителя входит доставка компрессора или генератора заказчику, его включение и контроль работы. После окончания смены оборудование нужно вернуть обратно на площадку компании. На первый взгляд, несложно.
Проблема в том, что заставить себя выполнять даже эти нехитрые действия могут не все. Особенно летом, когда поток заказов больше, чем в другое время и работать зачастую приходится сверхурочно. Поступивший заказ нужно выполнять завтра, в крайнем случае, через день. Так и возникает жесткий график, ненормированный рабочий день, плавающие выходные. А лето – сезон, как известно, благоприятный, скорее, для отдыха, чем для работы. Но постоянный дежурный режим мешает планировать даже обычные выходные, не говоря уже про отпуск.
«Работы, на которых используется наша техника, очень зависимы от погодных условий, – говорит Владимир Гаврилов. – Благодаря большой клиентской базе, нам и зимой удается обходится без простоев. Но в сухую теплую погоду заказов всегда больше. Если, например, начинаются дожди, пескоструйные и дорожные работы отменяют. Поэтому если есть заказы, мы работаем, не отказываясь и от сверхурочных. И проблемы с кадрами традиционно возникают именно летом. Потому что у всех дачи, все хотят к морю, в лес или на рыбалку. Бывает, и увольняются. Но уже в сентябре октябре к нам выстраиваются очереди. На собеседование по вакансии водителя за раз приходит по 8-9 человек».
Впрочем, за 16 лет работы на петербургском строительном рынке компании удалось сформировать штат годами работающих сотрудников. И уволившихся на лето, а потом решивших вернуться сотрудников, назад берут неохотно и не всегда. «Конечно, время, когда люди по 30 лет работали на одном заводе, прошло, - говорит Владимир Гаврилов. – Сейчас место работы меняют легче. Тем не менее, мы смогли найти довольных условиями и зарплатой людей. Тех, кто работает у нас по многу лет – большинство. Нельзя сказать, что сотрудники больше всего на свете боятся потерять эту работу. Но ротация кадров носит естественный характер, большой текучки у нас нет».
Не в деньгах счастье
Считается, что зарплата – определяющий фактор удержания сотрудников рабочих специальностей. В «Градусе» она белая и в высокий сезон достигает 55 тыс. рублей. А есть еще и 13-я. Однако деньги, как выяснилось, далеко не все, что нужно сотрудникам. Если одних привлекает неплохой заработок, других – гибкий график, третьих – возможность проводить время с семьей.
Разработанная HR-специалистами «Градуса» система предполагает разные режимы работы, позволяющие найти место в компании практически каждому. Можно работать обычную пятидневку, можно попробовать себя в более интенсивном режиме. Система выстроена достаточно гибко, чтобы удобно было каждому.
«Среди наших сотрудников есть разные люди, - говорит Владимир Гаврилов. – Кто-то хочет зарабатывать много и готов много работать. Кто-то не готов, поскольку у него другие приоритеты – семья, дача, дети. Им не нравится перерабатывать, не нравится, когда мало выходных. Ничего странного в этом нет. Обычное дело, когда люди заработав миллионы, уходят из бизнеса, спорта и т.д., чтобы сидеть с ребенком, потому что считают, что семья – это самое главное. Кто-то занимается творчеством, кто-то просто сибаритствует. В чем смысл жизни, в чем счастье – вопрос вообще очень философский. Но мы сделали так, чтобы комфортно было каждому, независимо от того, как человек на него отвечает. Мы стараемся сотрудничать с людьми долгосрочно, поэтому делаем так, чтобы им было удобно».
Всем возрастам покорна
В «Градусе» лояльны к людям пенсионного и предпенсионного возраста. Они платят компании тем же, поскольку найти работу им тяжелее, чем остальным. С возрастом учиться новому становится тяжело. Проводить весь день в разъездах – тоже. И хотя пенсионный возраст повысили, чувствуется, что многие люди к этому времени находятся на пределе своих возможностей.
«А у нас работа более или менее спокойная, - говорит Владимир Гаврилов. – Пробеги не очень большие. Нужно просто приехать на объект и завести компрессор. Помогать работе оборудование не нужно. Поэтому дальше, по сути, весь рабочий день можно читать книги, разгадывать кроссворды и т.д. Проще говоря, работая у нас водителем, можно, если есть такое желание, развиваться интеллектуально. Или же играть в компьютерные игры. Почему нет, если это приносит удовольствие?».
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: