Скоростное возведение удешевит строительство
Инновационные технологии помогут девелоперам снизить издержки на строительство, сократив объем привлекаемых заемных средств и срок кредита.
В преддверии перехода на проектное финансирование эксперты прогнозируют рост спроса на более дорогие марки бетона. Цена, впрочем, будет выше ненамного. Зато скорость строительства вырастет ощутимо. Обычно используемый на петербургских стройках бетон класса В25 обладает высокой прочностью. Но в раннем возрасте ее показатели меньше. Ускорить твердение бетона позволяют специальные добавки.
Строим быстро, платим мало
По мнению руководителя научно-технического центра «Полипласт Северо-Запад» Игоря Коваля, бетон со специальными добавками поможет существенно ускорить, а значит и удешевить строительство. Он стоит дороже обычного всего на 3%. Но позволяет экономить несколько дней при строительстве каждого элемента дома. «Время в условиях проектного финансирования станет одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость строительства, - говорит Игорь Коваль. – Новые бетоны сократят время возведения высотных зданий на три месяца. А это даст возможность оптимизировать затраты на использование рабочей силы, машинных кранов и прочей техники. Поэтому даже если стоимость бетона увеличится, возросшие темпы строительства помогут сэкономить деньги».
Минеральные добавки помогут не только снизить себестоимость. В перспективе оптимизация составов позволит уменьшить расход цемента и улучшить его свойства. Впрочем, возможно это не всегда. Экспертов тревожит снижение квалификации инженеров и рабочих. «Система их подготовки разрушена, - констатирует Игорь Коваль. – Часто, когда приезжаешь на объект зимой, видишь: строители прогревают конструкции, но утеплитель при этом не используют. Их этому никто не учит, а ведь это элементарная техническая безграмотность. Надо ли говорить, что снижение уровня квалификации рабочих в строительстве – опасно».
По мнению генерального директора компании «Лидер Пром» Левона Давидянца, проблему дефицита квалифицированных кадров нужно решать на государственном уровне. Необходимо немедленно приступить к восстановлению профессионально-технических училищ и курсов повышения квалификации руководителей производств среднего звена. «Наше предприятие готово к заключению договоров по приему 25-30 человек – студентов для прохождения практики, нормальной практики на производстве, - отметил Левон Давидянц. – Мы готовы их брать не просто так, а чтобы они работали. Мы готовы платить заработную плату, чтобы они научились применять на практике те знания, которые получили в стенах учебного заведения».
Вместе с квалификацией, нужно повышать ответственность и права персонала, ведущего надзор за контролем качества материалов в строительстве. Пока это зависит от руководителей производств. В дальнейшем будет связано с теми, кто займется подготовкой и поставкой на предприятие обученного персонала. «Следует подчеркнуть роль системы контроля качества со стороны всех участников строительного рынка, - отметил Левон Давидянц. – Главная его задача – предотвращение снижения долговечности и надежности зданий и сооружений, предотвращение аварий и обрушений».
Дешевизна снижает долговечность материалов
Как бы хорошо ни был подготовлен персонал, предотвратить аварии и обрушения на некоторых объектах будет мудрено. Как и уменьшить их стоимость. Например, при выполнении государственных контрактов. Для оптимизации расходов государственного бюджета делается все, что можно. Однако это тот случай, когда активность наносит куда больше вреда, чем бездействие.
Рынок стройматериалов уже в полной мере ощущает последствия принятого шесть лет назад закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Исполнение документа привело к тому, что качество строительства падает, поскольку основным критерием выбора поставщика закон устанавливает наименьшую цену продукции. «Ситуация гораздо более серьезная, чем мы себе пытаемся внушить, - считает руководитель научно-технического центр «Полипласт Северо-Запад» Игорь Коваль. – Закон 44-ФЗ, требующий минимальной цены на тендерных торгах, снижает качество бетонов. Но все боятся признаться в этом».
Поставщики вынуждены снижать цены, чтобы получить контракт, поскольку цена – главный критерий для победы на тендере. Снижение цены происходит за счет качества. В результате на рынке сокращается предложение высококачественных товаров. При этом Северная столица от действия закона «О контрактной системе в сфере закупок» страдает сильнее остальных регионов. По данным Игоря Коваля, снижение себестоимости из-за 44-ФЗ привело к тому, что в Петербурге сегодня самый низкий расход цемента в стране. Нормой считается 310 кг цемента на 25 класс кубического метра бетона. В Москве эта норма выше, как и во всех остальных регионах России.
Впрочем, ориентируясь на стоимость, а не качество, подрядчика выбирают не только для госконтрактов. Левон Давидянц объясняет это тем, что решение о выборе поставщика принимает отдел снабжения заказчика, а не служба качества. «Поэтому, если два одинаковых изделия имеют аналогичный внешний вид, то предпочтение отдается более дешевому, - говорит Левон Давидянц. – При этом все понимают, что дешевое не всегда обеспечивает нужное качество. И приобретая дешевые материалы в погоне за прибылью, наивно надеяться, что строительные материалы низкого качества будут надежными и долговечными. Но для устранения этой ситуации не делается ничего».
Подобная позиция заказчика приводит к появлению некондиционных изделий и материалов конструкций. Результатом станет мина замедленного действия. Количественное накопление брака конструкций и изделий неизбежно перейдет в качественный с обрушением зданий и сооружений.
Почему падает качество
Откуда берутся дешевые материалы? На рынке ЖБИ можно выделить три основные категории производителей. Первая – добросовестные, в основном, крупные предприятия. Вторая – недобросовестные, как правило, мелкие предприятия, специализирующиеся на выпуске простой типовой продукции. Третья категория – перекупщики, предлагающие продукцию по низким ценам, но не отвечающие за ее качество. Сами не производя ничего, они имеют возможность изучать рынок и, играя на конкурентных отношениях производителей, регулировать цены.
Добросовестные производители продолжают снижать цены, сокращая прибыль и теряя эффективность производства. Однако для крупных компаний с большими мощностями и отработанной технологией постоянное снижение прибыли недопустимо. Рано или поздно это приведет к снижению цены до уровня себестоимости продукции. Или к простоям с последующим исчезновением добросовестных производителей ЖБИ. Уже сегодня высоко распространены всевозможные нарушения: применение сырья низкого качества, игнорирование соблюдения требований рабочей документации, нарушение армирования, применение арматуры не тех диаметров и не тех классов, несоответствие нижних слоев бетона и прочее. Такие нарушения при производстве изделий ухудшают их характеристики. Что неизбежно ведет к аварийным ситуациям.
«Результатом станут, в лучшем случае, затраты по устранению выявленных дефектов, - прогнозирует Левон Давидянц. – В худшем – аварии и обрушение зданий. Себестоимость проектов возрастает в том числе и по этим причинам. Увеличатся и сроки строительства. Если это жилой дом, то возрастет стоимость квадратного метра жилья. Заплатит за все это покупатель, не имея при этом твердой гарантии качества».
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: