Стандарты качества строительства при Петре I: кнут и розги
Улицы города
При строительстве Санкт-Петербурга единственной системой контроля за качеством был сам царь, который лично проверял и принимал участие в строительстве города. Указы, которые вводились Петром, были обязательны к исполнению, игнорирование их каралось отнюдь не административным штрафом, как в нынешнее время.
Давайте вспомним первые прототипы СПиПов, которые повлияли на возведение и обустройство Северной столицы.
Петр очень трепетно относился к деревянным мостовым, доказательством этому служил указ, провозглашенный в 1715 году о запрещении горожанам подбивать обувь гвоздями и скобами. Улицы в момент опустели, жители не знали, как ещё можно подбивать обувь.
Вот такие жёсткие правила эксплуатации мостовых. Кстати, к Невскому проспекту, Петр относился не менее трепетно, взимая плату за проезд строительными материалами или булыжниками.
Пётр следил за чистотой улиц Москвы и Петербурга и однажды, вернувшись из заграничной поездки по Европе, решил сечь розгами и налагать штрафы на жителей, которые выкидывали мусор прямо на улицы, теперь отходы нужно было вывозить загород и зарывать в землю.
Представляете, как бы нам пришлось несладко, живи мы во времена Петра. Тогда ведь про мусорные баки и мусоропроводы ещё никто не знал… Ездили бы мы себе загород каждый со своим мусором…
Вообще, граждане в ту пору очень любили что-нибудь носить с собой, с пустыми руками не ходил никто, особенно те, кто въезжал в Петербург, ведь каждый прибывающий в город должен был доставить камни для того, чтобы мостить улицы. Существовало даже некое подобие расценок.
С прибывающего на повозке брали 3 камня, весящих не менее пяти фунтов; те, кто приплывал в город на судне, обязаны были отдать от десяти до тридцати камней. Камнями мостили пространство, примыкающее к домам, это были прототипы тротуаров. После такого мощения можно было не утопать в грязи, как раньше.
Однажды Петр обнаружил неисправность моста, проезжая через Мойку. Поскольку рядом стоял полицеймейстер и это был его недосмотр, то от Петра ему досталось дубинкой. «Это прибавит тебе лучшую память к попечению и к содержанию улиц и мостов в надлежащем порядке, и будешь чаще сам осматривать» - объяснил своё поведение царь.
За шалости, проступки и промахи наказывал государь без промедления своей палкой или корабельным канатом, если дело происходило на борту.
Наказанные и спустя несколько часов могли еще чувствовать действие столь скорого правосудия.
Курение в неположенном месте карается каторгой
Первые указы государя в самом начале царствования говорят о должном внимании к проблемам пожарной безопасности. Петр вводит новые противопожарные правила, заимствованные из Голландии.
В 1701 г. Указом Петра I велено в городах по всей России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». Издаётся Указ «О строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным - мазанки».
Невыполнение Указа влекло за собой наказание и «великую пеню» (штраф). А сразу же после провозглашения города новой российской столицей, в 1712 году, Петр приказывает полностью снести многие первоначальные постройки города, которые не удовлетворили архитектурно-планировочным и противопожарным требованиям.
Несанкционированное строительство наказывалось изъятием построенного и штрафом в 10 рублей в пользу госпиталя. За повторное нарушение штраф увеличивался до 20 руб., а за нарушение в третий раз — до 30 руб.).
Сохранились свидетельства, что нередко Петр сам вечерами ходил по улицам и заглядывал в щели ставен, выявляя нарушителей заведенных мер пожарной предосторожности, на которых обрушивался царский гнев.
Специальные лица, осуществляющие надзор за исполнением противопожарных правил, имели право ломать кровли и печи Ломок, сделанных «не по указу», за нарушение правил стоянки судов в гавани их владельцев могли лишить корабля и товара.
Съемщик квартиры, виновный в том, что он неумышленно сжег двор, был обязан уплатить хозяину его стоимость. Нарушителей правил пожарной безопасности ждали крупные денежные штрафы, битье кнутом, ссылка на каторгу.
С нарушителями правил пожарной безопасности на судах не церемонились. Первое нарушение каралось десятью ударами у мачты, за второе нарушение погружали под киль корабля, а потом назначали 150 ударов у мачты и на каторгу вечно сослан.
Так гласил указ Петра I от 5 февраля 1709 г. , которым «Великий государь указал сим объявить, как и прежде сего объявлено было, чтоб около кораблей и прочих судов, также у Гавани при Санкт-Петербурге никакого огня не держать, также табаку не курить...»
За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге в 1722 г. были установлены денежные штрафы: «со знатных людей 16 алтын и 4 деньги» (50 копеек), с незнатных — в два раза меньше.
Однажды, заметив, что пушки с Тульского завода имеют не очень хорошее качество, император повелел хозяина и ответственного за выпускаемую продукцию арестовать. Затем им было уготовано наказание в виде убиения кнутами и отправления в ссылку. Петр Великий постановил тщательно следить за качеством выпускаемой на заводе продукции. Для контроля он отослал в Тулу весь оружейный приказ. За любой брак предполагалось наказание розгами.
За срубленную берёзу могли повесить
Царь с большим трепетом относился к деревьям и с большим негодованием к несанкционированной вырубке оных. В Петербурге на Адмиралтейской стороне росла берёзовая роща, местные жители, не смотря на запреты, стали её рубить. Разгневанный царь, узнав о порубках, приказал поймать нарушителей и провести обыск в их домах. Виновниками оказались не только гражданские лица, но и офицеры, которые смотрели на остальных и делали то же самое.
Царь приказал каждого десятого повесить, а остальных наказать кнутом. Лишь благодаря мольбам императрицы Екатерины смертную казнь удалось заменить ссылкой на галерные работы. Гражданских сослали навсегда, офицеров на пять лет, а воеводу на 10 лет. Постепенно наказание за самовольную рубку заповедных лесов смягчалось. Вместо смертной казни» и ссылки на каторгу ввели систему штрафов, размер которых со временем снижался.
В 1719 году за самовольный сруб дуба налагался штраф в 15 рублей, за остальные деревья по 10. Позднее штраф за срубленное дерево уменьшился до пяти рублей. Чувствуете разницу – быть повешенным или заплатить 5 рублей штрафа. Более тридцати четырёх тысяч домов насчитал Петр к 1714 году, устроив настоящую перепись, вероятно, цифра была завышена, но, тем не менее, количество застройки было ошеломляющим. Начинали следить и за качеством строительства…
Средний размер заработной платы неквалифицированного работника при Петре I составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд хлеба (16 кг) стоил — 10 копеек, пуд мяса — 30 копеек.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: