Общественная Голландия
«Новая Голландия» - один из самых успешных в Петербурге проектов по созданию общественного пространства. Его значение сложно переоценить и следует рассматривать не только с экономической и инвестиционной точки зрения, но и с позиции его значения для города, исторического, культурного наследия Северной столицы.
Реновируя остров, девелоперу удалось создать новую точку притяжения для жителей и гостей города.
- Только за первые три дня новогодних праздников в Новой Голландии побывало около 60 000 человек, - говорит управляющий директор центра развития недвижимости NAI Becar Ольга Шарыгина. - Сейчас наступает сезон белых ночей, в городе держится хорошая погода и в этой локации вновь стоит ждать высокого трафика. Все это благодаря тому, что там действительно проведены серьезные преобразования: организованы большие пространства для общения и сочетания разных зон».
Когда-нибудь окупится
Продвижение площадки началось еще до реконструкции. В результате, она функционирует параллельно с поэтапным открытием новых частей. Чёткий вектор развития «Новая Голландия» получила не сразу. Проект преобразился в относительно короткие для своих размеров и состояния сроки только с приходом профессиональной девелоперской компании.
- Сегодня это - одна из достопримечательностей города, которая реконструируется на высоком профессиональном уровне, - говорит заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова. - Здесь сохраняются и аккуратно воссоздаются исторические архитектурные элементы. Кроме того, Новая Голландия - это одно из наиболее популярных мест отдыха, активно развивающихся культурных площадок Петербурга.
- Опыт создания общественного пространства на «Новой Голландии» является положительным с точки зрения имиджа проекта, его популярности у горожан и гостей города. В то же время это только первая очередь развития объекта. «Новую Голландию» еще ждёт большой объём инвестиций для вовлечения в использование основных исторических зданий и связанный с этим рост доходов», - говорит руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.
Говорить о рентабельности проекта рано, учитывая стоимость и качество реконструкции. Да и объем инвестиций - коммерческая тайна. Тем не менее, уже сейчас понятно, что окупаемость растянется на долгие годы.
- Безусловно, из-за необходимости реставрировать много исторических зданий проект выходит очень дорогим, - говорит руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге Екатерина Заволокина. - Реализовать такое под силу очень немногим инвесторам. Со временем девелопер постепенно будет наполнять уже отреставрированные части более доходными, чем общественные пространства и выставки, функциями. Однако с учётом больших вложений, проект будет окупаться очень долго.
Помогает государство
В Европе и США общественные пространства реализуются по разным схемам, часто за счёт государственного и муниципального финансирования. Создание качественных современных общественных пространств считается одним из эффективных инструментов улучшения городской среды и повышения качества жизни населения.
По данным NAI Becar, в структуре инвестиций Governors Island в Нью-Йорке, где порядка 70 га общественных зон - 91% государственные средства. В лондонском Docklands - 19% государственные и 81% частные средства. Инвестиции в набережную East Bayfront в Торонто на 13% государственные.
- Государство заинтересовано в реновации крупных территорий, - отмечает Ольга Шарыгина. - В Петербурге же мы говорим о меньших проектах, где провести подобные преобразования было бы проще. Но пока это чаще всего инициативы частных инвесторов.
В Петербурге немало территорий, которые могут быть преобразованы в качественные общественные пространства. До 30% территории города занимает «серый пояс», где достаточно места для новых проектов.
- Но достигнуть уровня «Новой Голландии» им вряд ли в ближайшее время суждено, - считает Игорь Кокорев. - Всё же проект на острове задал слишком высокую планку и качества, и уровня инвестиций в развитие. Да и локация новых объектов, например, у «Порта Севкабель» или Artplay, обычно уступает таковой у «Новой Голландии».
Однако подобные преобразования очень затратны и очереди из инвесторов пока не видно. При этом, высокая стоимость - лишь одна из проблем, препятствующих увеличению таких проектов. Среди возможных преград развития общественных пространств - неудачное месторасположение.
- В основном промышленные объекты находятся далеко от метро и вокруг них слабо развита инфраструктура, - говорит Ольга Шарыгина. - К тому же у рынка есть определённая ёмкость. Нельзя реновировать все территории и создать общественные зоны, которые будут рентабельны для своих инвесторов.
По мнению Игоря Кокорева, новые общественные пространства могут появляться в рамках развития городских территорий, в первую очередь рекреационного назначения, как это сейчас происходит на Южной дороге Крестовского острова.
- В перспективе можно ожидать роста внимания к созданию качественных общественных пространств от застройщиков жилья, - считает эксперт. - Постепенное смещение продаж в сторону уже готовых домов сделает уровень благоустройства значимым фактором для формирования конкурентных преимуществ жилого комплекса.
Впрочем, удачные примеры все же есть уже сегодня. Например, «Петровский Арсенал» в Сестрорецке.
- Несмотря на удаленность от города, собственнику удаётся привлекать на различные фестивали и другие мероприятия посетителей не только из Сестрорецка, но и из Петербурга, - говорит Екатерина Заволокина. - Отличным примером может также стать «Апраксин Двор» после его реконструкции.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: