Объединение компаний «Мортон» и ПИК: дружба титанов
Продажу группы «Мортон» президенту ГК ПИК на прошлой неделе уже назвали сделкой года на рынке недвижимости.
Неудивительно: в привычном к суровой северной конкуренции сообществе крупнейшие игроки нечасто вкладываются в общие проекты – и еще реже объединяют капитал.
«Бомба» для бизнеса
Прежний президент группы компаний «Мортон» Александр Ручьев и другие акционеры перепродали свои доли Сергею Гордееву, который, в свою очередь, является самым крупным акционером ГК ПИК. Причины такого шага обсуждаются до сих пор – и будут обсуждаться еще долго.
Сам Ручьев рассказал, что уходит из сферы, где для него не осталось вызовов, в новую и перспективную область высокотехнологичного бизнеса. Аналитики, не желая мириться с такой благостной картиной, упирали на то, что «Мортон» влез в долги общей суммой более 20 млрд рублей, когда набирал себе новые участки под строительство. Как бы то ни было, непривычный к таким пертурбациям рынок вздрогнул.
«Я не вспомню в посткризисные годы сделки, сопоставимой по масштабам с покупкой «Мортона», - говорит партнер компании London Real Estate Игорь Горский. – Роста на рынке не было, скорее стагнация, а сам бизнес связан с рисками и высокой зависимостью от административного ресурса.
По итогам 2015 года «Мортон» построил в стране почти 950 тысяч квадратных метров жилья – больше, чем какая-либо другая компания в стране. В основном речь идет о Москве и Подмосковье, и в распоряжении у «Мортона» земли еще под 8 млн «квадратов». ПИК, в свою очередь, ввел в эксплуатацию 665 тысяч квадратных метров и занял 3 место по стране.
Совокупная их доля составляет порядка 3%, что, на первый взгляд, немного. Однако если учесть обширную географию рынка, становится понятно, что объединились поистине два титана.
Петербург вне зоны отчуждения
Тем не менее, эксперты считают, что сильной взрывной волны эта рыночная «бомба» не вызовет. «Не думаю, что эта сделка окажет заметное влияние на рынок Петербурга, т.к. «Мортон» только что вышел на наш рынок и еще не успел завоевать какую-либо долю на нем, - говорит Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге. - На московском строительном рынке изменения возможны, но их степень будет зависеть от того, насколько независимыми будут две компании в дальнейшем.
Если, как утверждает Гордеев, объединения не будет, тогда и влияние на московский рынок, несмотря на размеры компаний, будет умеренным».
Не стоит ждать, судя по всему, и каких-либо серьезных проблем, связанных с долгами «Мортона» перед кредиторами или обязательствами компании перед дольщиками. Бывший директор компании уже встретился с главой Минстроя Михаилом Менем и заверил его в том, что она находится в отличном финансовом положении. Подмосковные власти также заявили, что дольщикам беспокоиться не о чем.
А зная наших чиновников, рискну предположить, что «светиться» рядом с проблемным игроком рынка они бы не захотели. Александра Ручьева вообще всегда отличала завидная уверенность в устойчивости компании. Еще весной, когда долговая нагрузка на компанию уже ни для кого не была секретом, он подчеркивал, что в любой момент может инвестировать сумму, необходимую для удержания «Мортона» на плаву.
Да и по объему продаж особого кризиса в «Мортоне» не видно. Если за 7 месяцев прошлого года он составил 34,6 млрд рублей, то в году текущем уже перевалил за 45 млрд рублей.
Интересно, что общей финансовой «кровеносной» системой обзавелись компании, лидирующие на рынке жилой и коммерческой недвижимости. «Я думаю, что проблем с управлением у ГК ПИК не возникнет, - считает Игорь Горский. – Конечно, очень многое зависит от того, как себя поведет команда «Мортона». Если они останутся на условиях относительной независимости, то оба направления будут функционировать по-прежнему».
Утешение для рынка
Эксперты отмечают, что эта сделка стала важна для рынка еще и с психологической точки зрения. Обычно состав авангарда строительной отрасли у нас меняется при более драматичных обстоятельствах, и расхлебывать это приходится потом всем миром – за примером можно обратиться к дольщикам «СУ-155».
«Действительно, у нас подобных сделок не так много, - говорит Андрей Косарев. - Девелоперский бизнес в России очень редко продается. Гораздо чаще, особенно в жилищном сегменте, накапливающиеся в той или иной компании финансовые проблемы приводят к ее последующему банкротству и достройке объектов другим или другими застройщиками.
В коммерческом сегменте довольно часто банки являются получателями активов девелоперов, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Когда на рынке происходят кардинальные изменения в спросе и предложении, в рентабельности бизнеса, далеко не все игроки могут остаться на плаву.
Правильнее продать бизнес пока он жизнеспособен и репутация компании не испорчена другому игроку, вместо того чтобы довести некогда успешную компанию до банкротства в ожидании чуда - что спрос восстановится, банк даст денег и т.п.»
«Это очень важный сигнал всем остальным, - считает Игорь Горский. – нам показали, что такие активы в принципе продаются. Многие строительные компании были основаны в 90-х годах начальниками участков, директорами трестов. Этим людям сейчас по 70 лет, и они далеко не всегда представляют, кому передать выстроенный бизнес. Теперь выясняется, что его без проблем – по крайне мере, на первый взгляд - можно продать лидеру рынка».
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: