Михаил Кондиайн: необходимо переворачивать саму градостроительную доктрину
Михаил Кондиайн
заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»
Михаил Кондиайн, заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», Лауреат Государственной премии России рассказал порталу «Разумная недвижимость», по какому пути сейчас идет развитие градостроительства в Петербурге, чем этот путь обусловлен и что такое комфортная жилая среда.
—Город в лице главного архитектора Григорьева пытается нащупать направление движения. Но для человека, который находится в структуре государственной и городской власти по-настоящему выработать инновационное и глобальное направление нереально, этому мешают определённые рамки вертикали власти.
Если смотреть на градостроительство с высокой и отстранённой позиции, то с моей точки зрения, действия, предпринимаемые Григорьевым - планомерные и конструктивные, но недостаточны, потому что необходимо переворачивать саму градостроительную доктрину. До тех пора, пока мы будем развивать моноцентрическую модель развития города, проблемы будут только усугубляться.
При той стадии развития, на которой находится Петербург уже давно пора переходить на полицентризм. Ведь исторический центр категорически не в состоянии справиться с той миссией, которую ему навязывают. У нас есть бешеная неравномерность между тем, какое количество населения проживает в центре – порядка 15% и при этом более 40% рабочих мест от всей агломерации в нём сосредоточено. Это вызывает перекосы во всех областях: в транспортном сообщении, в пассажиропотоках, социальных напряжениях. Как власть пытается с этим справляться?
Власть пытается выработать некие мероприятия. И даже горожане начинают думать, что только запретительные меры могут с этой ситуацией справиться. Обсуждаются дорогие автостоянки в центре города. В Москве сейчас цена на стоянку поднялась до 300 рублей в час, это то, к чему мы стремимся. И эта цена приемлема только для очень богатых людей.
В последнее время в правительственных кругах обсуждается вопрос платного въезда в центр города. Рано или поздно нас приучат к тому, что нет другого пути. Иначе никак. Это абсолютная дискриминация половины населения. Почему половины? Могу объяснить на цифрах. У нас на сегодняшний день порядка 300 машин на 1000 жителей. Если взять семьи людей, имеющих машины, то, как минимум, эта цифра вырастает до 500 человек. Это половина людей на 1000 жителей. В обозримом будущем расчётное число автомобилей будет 450 на 1000 жителей.
Если сравнивать город с человеческим организмом, то полицентризм может стать своеобразным иммунитетом, который начинает развивать новые центры, там, где скопления спальных районов. Произойдёт естественный отток от центра города.
Если отойти от глобального видения и прийти к ситуации «здесь и сейчас», как вы видите, на данный момент востребована больше квартальная застройка или точечная и что должно быть востребовано в большей степени?
—Комплексная. Потому что мы давно отошли от того представления – построили дом и в нём живём. Мы живём не в доме, мы должны жить в своём районе. И в этом смысле полицентрическая модель – часть этой идеологии. Вокруг центров притяжения формируются качественные жилые кварталы, создаются рабочие места, а транспорт не пересекается с пешеходами.Там людям комфортно жить и можно решить социальные и бытовые нужды.
Людям должно быть комфортно не только в радиусе 100 метров от дома, а вот застройщик, который начинает проект, на этапе проектирования должен закладывать мысли о благоустройстве жилой среды, он должен принимать эти нюансы во внимание?
—Прежде всего, представления о качестве жилой среды, это те представления, которые мы должны выработать как общество и предложить застройщикам как закон. А дальше они в рамках этого закона будут развивать каждый свой участок. И на своём участке реализуют часть этих представлений о качестве среды. Тогда общее и отдельное находятся во взаимодействии. Но для начала нужно выработать градостроительную доктрину и превратить её в некое законодательство.
Есть ли для вас удачные примеры обустройства качественной жилой среды.
—Последние три года я занимаюсь тем, что решаю, как в массовой застройке сделать качественную жилую среду с тем, чтобы это качество за счёт интеллектуальной составляющей не ложилось колоссальным бременем ни на застройщиков, ни на жильцов. Ведь особенно важны такие составляющие – безопасность, защита от ветра и шума, безопасность детей в жилом дворе, безопасный проход до школы. В безопасном пространстве не должно быть скопления машин. Таких позиций не так много, но они обязательны. И когда они выполняются, человеку становится удобно жить.
Ведь каждый должен почувствовать себя дома не тогда, когда открыл дверь своей квартиры, а когда он входит в свой квартал.
В каком европейском городе идея комфортной жилой среды, на ваш взгляд, продемонстрирована на высоком уровне?
—Таких примеров масса и в соседней Финляндии изначально задумываются о комплексном подходе. В Австрии кроме заводских районов трудно найти эстетически неосвоенное место. Во Франции постройки, масштабные человеку. Даже нью-йоркские небоскрёбы не давят на личность, потому что между ними есть пространства, солнце и воздух.
Когда-то я попал в Чертаново и увидел там дворы, окруженные 12-ти этажными домами, у меня был культурный шок, потому что я приехал с Невского проспекта, для меня это был невообразимый подавляющий масштаб. Привычка жить в таком пространстве не означает, что появился комфорт.
А если говорить о домах старого фонда, о «хрущёвках», о «брежневках», как вы считаете, там в ближайшие 10-15 лет изменится ли ситуация с благоустройством.
—Пока что, на такого рода благоустройство нет законодательной базы. Законодательная база не появится до тех пор, пока общество не выработает представление о том, как на самом деле должно быть. У нас благоустройство в существующих районах сводится к тому, что оборудуют детскую площадку и отрежут для автомобилей кусочек газона. Это всё, на что мы можем сегодня рассчитывать. А если в каком-то районе травку посадят и дорожки замостят, это уже вызывает восторг.
В противовес тому, что вы сейчас сказали, идеальная жилая среда из чего должна состоять?
—Это несколько разных типов пространства. Есть, условно говоря, жилой дом с полузамкнутым жилым двориком, защищающий от ветра и шума. Это пространство должно быть закрыто от посторонних людей архитектурно-градостроительными свойствами. Эти жилые группы должны объединяться внутриквартальным пространством, где располагаются детские сады и школы. Детские сады не должны находиться внутри этого дома, потому что туда приезжают люди из разных районов. И, соответственно, это должна быть общедоступная территория для пешеходов.
К сожалению, «хрущёвки», которые выстраивались типовыми домиками в одном направлении, это своеобразные аэродинамические трубы. Там можно благоустроить сад, но воспользоваться этим садом можно только в хорошую погоду.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: