ЗСД: не любые дороги дороги
2 декабря откроется долгожданный Центральный участок Западного скоростного диаметра.
Это должно будет означать завершение одного из самых амбициозных – и самых дорогих инфраструктурных проектов в России.
После этого горожане, каждый - в меру своей нетерпеливости, начнут компенсировать застройщику его расходы на сооружение трассы – за счет оплаты проезда.
Великий скоростной путь
Уже известно, что максимальная стоимость проезда по ЗСД составит порядка 652 рубля. Это нетрудно вычислить, если исходить из протяженности дороги (46,6 км) и предельного тарифа, который установлен Смольным – 14 рублей за километр.
Пока не понятно, станет ли концессионер (ООО «Магистраль Северной столицы») использовать предоставленные возможности на полную – или будет ориентироваться на потребителей. Сейчас за проезд по Южному участку владельцы легковушек платят 80 рублей при общей протяженности его порядка 10 км.
Чуть более чем 26-километровый Северный участок обойдется в 100 рублей. Таким образом, мы видим, что на данный момент запаса у оператора трассы хватает и до потолка тарифов ему еще далеко.
Общая стоимость проекта превысила 200 млрд рублей. Самым затратным оказался как раз Центральный участок, его строительство обошлось в 120 млрд рублей, т.е. почти втрое дороже, чем возведение северной дуги. И это при том, что Центральный участок более чем в 2 раза короче. Инвесторы ссылаются на сложность работ и необходимость проводить дорогу по эстакадам, мостам и тоннелям – в том числе, под водой.
Западный опыт для западного диаметра
О том, что стоимость дорожного строительства в России выходит за все разумные рамки, особенно громко начали говорить после появления олимпийской трассы Адлер – Ясная Поляна с ее 140 млн долларов за километр. Затяжной и дорогой проект ЗСД только дополнил эту картину. Интересно посмотреть, коррелируют ли эти локальные рекорды со стоимостью проезда.
В сегменте платных трасс Россия, как и в большинстве рыночных сфер, оказалась в роли догоняющего. На западе этот подход к инфраструктуре развивается порядка полувека. По подсчетам экспертов, в мире порядка 150 тысяч платных трасс, в Европе лидером является Франция.
Одной из самых дорогих дорог в Европе является трасса Париж – Бордо. Она тянется более 570 км, а тариф за полный проезд составляет 54 евро. Конечно, на сопоставление стоимости в России и на западе сильно влияют невеселые приключения рубля последних двух лет.
Однако все равно заметно, что 9 евроцентов за 1 километр (порядка 6,5 рублей) – это значительно меньше, чем максимум, установленный для ЗСД, и даже меньше, чем нынешние расценки на Южном участке.
На трассе Париж – Страсбур километр движения стоит порядка 7 евроцентов. В Великобритании также есть магистрали по 7 руб/км, как и в Португалии. Однако в данном случае мы сравниваем наиболее дорогие участки разных стран. По большей части в Италии и Франции тариф составляет не более 1 цента/км, в США – 1,5 цента. В России тоже не стоит ориентироваться исключительно на ЗСД или трассу «Москва-Петербург», где километр в районе Шереметьево дорожает до 25 рублей. Скажем, на М4 «Дон» или некоторых дорогах Псковской области можно обойтись суммой от 1до 4 рублей за км.
Платные трассы: одностороннее движение
Как водится, на заре развития сети платных дорог российские тарифы не сильно отличались от европейских. Однако порядковая разница в уровне инфляции не могла не сказаться на этой области. За три года, по статистике, стоимость проезда в России выросла более чем в полтора раза.
Кроме того, авральная ситуация с бюджетом и постоянный дефицит дорожных фондов приводит к таким правительственным решениям как создание системы «Платон», которая фактически делает все федеральные трасы платными для определенной группы пользователей. Некоторые приграничные регионы уже сейчас предпочитают импортировать продукцию из близлежащих стран, а не везти ее через всю страну под звук счетчика.
Конечно, в Петербурге, как и в большинстве крупных городов России, сложно представить, что жители просто перестанут ездить на авто или будут делать выбор в пользу многочасовых пробок на лучевых трассах. Автомобилизация мегаполисов - процесс, вполне возможно, необратимый. А значит не исключено, что в какой-то момент петербуржцы смогут встретить траснпондеры не только на новых обходных дорогах, но и практически на выезде из собственных дворов.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: