Санкт-Петербургоблачно с прояснениями +16

$ 56.76 € 63.67 Курс ЦБ на 29 Мая

Личный кабинет

Технология «компетентного заказа»

Технология «компетентного заказа»

Интернет переполнен анекдотами про заказчиков и специалистов. «Это бессмысленно», – сказал разум; «Это нелепо», – заметил опыт; «Это бесполезно», – подсказал здравый смысл; «О, вот так вообще зашибись!» – обрадовался клиент. Чаще всего в подобных анекдотах в роли несчастного специалиста выступают дизайнеры. С тандемом «застройщик-архитектор» та же история, если не хуже.

Все упирается в технологию компетентного заказа. Девелопер не может быть «умнее» архитектора в вопросах архитектуры. Не может и не должен. Однако девелопер, выступая в роли клиента, может обладать компетенцией заказчика. Может – и должен.

Каковы же основные принципы «компетентного заказа»?

Во-первых, заказчик должен знать, чего он хочет, и быть в состоянии внятно это сформулировать. И начинать надо еще до того, как к делу подключаются собственно архитекторы. Финансы и вообще цифры – это важно, но это полдела. Нужно еще облечь вопросы «гуманитарного» свойства в конкретную форму (а не просто попросить «сделайте нам красиво»). Девелопер может представлять себе будущий проект, даже исходя из каких-то субъективных характеристик. Например, «интересный и нарядный». Или «консервативный и умиротворенный». Или что угодно. Главное, чтобы сам застройщик четко понимал, какова «гуманитарная» формула его концепции. Чтобы он понимал, почему именно «нарядный», а не «элегантный», какие критерии соответствуют желательной «нарядности» или «умиротворенности». И чтобы он мог внятно изложить эти критерии архитектору.

Во-вторых, «все придумано до нас». Здания в «интернациональном стиле», похожие на обувные коробки, – это от лени, да и «стилю» этому два дня отроду и два дня жить осталось. Компетентный заказчик не поленится посмотреть, что было сделано предшественниками за последние века: аналоги, стили, историю вопроса. Не поддастся сиюминутным капризам моды. И будет требовать того же от архитектора.

В-третьих, не надо бояться ограничений. Архитектору, как и любому другому специалисту, нужна четкая постановка задачи. Все разговоры про «свободу творчества» – ересь. Ничто так не стимулирует авторскую находчивость, как цензура. В противном случае архитектор только вздохнет про себя: «они сами не знают, чего хочут».

В-четвертых, не работать с подхалимами. Всегда есть опасность напороться на «сервисных» специалистов. То есть комфортных до угодливости. Такие подрядчики не пытаются сделать интересный проект, их задача – ублажить клиента. Вычисляется среднее арифметическое из самых общих представлений и предлагается нечто – по определению средненькое. И тогда в попытке сделать проект интереснее начинает креативить сам клиент, а «специалисты» услужливо подают ему карандаши. Что получается – легко вообразить. Компетентный заказчик не поддается на такие манипуляции, не берет в руки предложенный карандаш. Если дело совсем не клеится – надо что-то менять. Скорее всего, архитектора.

Таковы общие принципы «компетентного заказа». И не стоит воспринимать их как тиранию по отношению к специалистам. Напротив, в этом подходе проявляется максимальное уважение к профессионалу. Формула проста: «я, заказчик, знаю, чего я хочу; а ты, специалист, знаешь, как это сделать».

В противном случае на этапе сотрудничества много абстрактной болтовни (якобы дело в «творческом характере вопроса»), а в точке завершения – сомнительный результат. Безликие строения, без смысла и идеи, или какие-то аляповатые казусы из серии «коттеджик а-ля рюс с башенкой». Недостаток уважения к специалисту порождает недостаток уважения к проекту. Итог прискорбен.

8 Апреля 2016Эксперт: Дмитрий Карпушин
Комментировать
Оставить комментарий
Введите текст сообщения

Для зарегистрированных пользователей доступна функция уведомлений при ответах
Добавить пост