Стройматериалы: зарубежный бренд или наша марка?
В связи с текущим экономическим кризисом и непростой внешнеполитической обстановкой делается много шагов по замене импортной продукции нашей, отечественной. Массово это коснулось продуктов питания. Как обстоят дела в сегменте строительства и из каких материалов — отечественных или зарубежных — строят девелоперы, нам рассказали игроки рынка.
Вице-президент компании «ТехноНИКОЛЬ» Евгений Войлов полагает, что сейчас в отрасли уровень импортозамещения очень высок.
— Например, на территории Московской области при возведении недвижимости используется примерно 85–90% отечественных строительных материалов. Причем продукция российского производства по качеству ничуть не уступает импортным аналогам. По ряду позиций доля иностранных материалов приближается к нулю. К примеру, по рулонным материалам доля импорта — 0,2%. В сегменте каменной ваты, композитной и гибкой черепицы и прочего — 1–3%.
По прогнозам Евгения Войлова, с учетом девальвации рубля и повышении стоимости импортных строительных материалов, уровень использования российских будет только расти.
Директор по строительству ЗАО «Строительный трест» Леонид Кузнецов согласен с коллегой:
— Сегодня практически все строительные компании, работающие в сегменте массового жилищного строительства, используют отечественные стройматериалы в том или ином объеме. В среднем по рынку около 80–85% используемых материалов — российского производства.
Эксперт сообщил, что западные стройматериалы и комплектующие используются в основном для инженерных систем. При этом их доля не превышает 15–20%.
Цена «квадрата»
Говоря о формировании стоимости квадратного метра жилья, многие сетуют на цены строительных материалов. Однако, по мнению экспертов, данный показатель не может значительно повлиять на конечную стоимость квартиры.
— Цена квадратного метра формируется не только из стоимости СМР, также учитываются затраты на земельный участок, проектирование, подключение к инженерным сетям, согласование проекта, рекламу и т. д. Доля импорта в этой массе достаточна мала, чтобы значительно влиять на ценообразование. Рост цен на импортные материалы за последний год не превысил 10%. При этом цены на основные строительные материалы (кирпич, бетон, арматуру, цемент и т. д.) изменились незначительно, — подчеркнул Леонид Кузнецов.
Товары из России под мировыми брендами
Мнение о том, что стройматериалы отечественного производства априори худшего качества, чем импортированные, также давно не соответствует действительности.
Руководитель агентства стратегического консалтинга nostrategy.ru Андрей Волков говорит о том, что сейчас все-таки основную долю рынка формируют именно произведенные на территории России товары, под кириллическими или англо-, немецко-, французскими и прочими мировыми брэндами. По мнению эксперта, в выборе страны — производителя стройматериалов значимую роль играет то, о каком строительстве идет речь.
— С ростом статуса или технологичности объекта растет и доля зарубежных комплектующих, вплоть до полного импорта: в самых сложных случаях, например при строительстве башни Газпром — мы же никогда не строили таких небоскребов. Конечно, есть высокотехнологичные вещи, конструктивные решения, системы разных коммуникаций, которые в России пока не научились делать. Но если посмотреть на отделочные материалы: плитку, керамогранит выпускают в России, также фасадные, облицовочные панели, про смеси и прочую строительную химию даже не говорю, паркеты, ламинаты… За исключением сантехники. И все это, произведенное у нас, используется даже на объектах престижной застройки, в самых дорогих домах Москвы и Петербурга.
Еще после событий 2008 года строительные компании и девелоперские структуры пересмотрели свой подход к закупкам, а сегодня, с такой волатильностью рубля, конечно, многие пытаются закладывать российские материалы в 100% комплектации.
Путь консолидации
Это не всегда получается, и полного импортзамещения на сегодняшний день достигнуть пока невозможно. Есть еще произведенные в России стройматериалы, которые уступают по качеству зарубежным. Однако адекватную замену зарубежным поставкам найти все-таки можно.
— В Советском Союзе были более жесткие требования касательно безопасности продукции. Рентабельность их интересовала меньше всего. В то же время западный подход — это всегда разумный компромисс между требованиями безопасности и затратами на их обеспечение. Таким образом, со всей определенностью можно сказать, что именно ненадлежащий подход к производству сдерживает развитие местной продукции, — считает генеральный директор BVH Илья Утин.
По его мнению, в настоящее время необходимо найти путь консолидации, который предотвратил бы окончательную потерю Россией позиции по созданию конкурентоспособного соперника на международном рынке. И этот тезис касается не только строительной отрасли.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: