Личный
кабинет

23 апреля

18:20

Архитектура доходных домов

Статья. 29.09.2016

Первые доходные дома появились в Санкт-Петербурге чуть ли не в 18 веке, но в то время ещё не могли получить широкого распространения, потому что только приспосабливались для этих целей.

Массовое и целенаправленное возведение доходных домов в Северной столице началось с середины 19 века.

Их стали строить в стиле классицизма, в то время он главенствовал в архитектуре. Симметричные постройки ничем не отличались от других строений того времени, поэтому не привлекали особого внимания, хотя должны были.

Ведь намного приятней жить в доме необычного архитектурного решения, отдавая за проживание свои кровные деньги.

Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени», опубликованной в 1834 году, очень критиковал архитекторов-классицистов за то, что они «дома старались делать как можно более похожими один на другого», а колонны «начали приставлять к зданию без всякой мысли и во всяком месте».

Санкт-Петербург

Фото: epicantus/Pixabay

На смену сухому классицизму с его колоннами, симметрией и центральным акцентом пришёл романтический стиль, со всевозможными поисками форм и решений. Из одной крайности в другую.

Архитекторы стали брать за основу прошлые архитектурные стили, широко использовавшиеся в России и заграницей. Так появились: неоготика, необарокко, неогрек, неоренессанс и т.д. Приставку – нео ещё заменяют на –псевдо, подчёркивая, что эти стили вторичны.

Зачастую здания, возведенные в период романтического стиля точь-в-точь пытались повторить свою реальную версию первоначального источника, а иногда архитекторы брали лишь некоторые элементы архитектуры и внешнего убранства, чтобы разнообразить проект и придать ему схожесть с каким-либо стилем или зданием.

 Дом Розенштейна

Фото: razned.ru

 Дом Розенштейна

Фото: razned.ru

 Дом Розенштейна

Фото: razned.ru

 Дом Розенштейна

Фото: razned.ru

Дом Розенштейна (Большой пр. П.С., 75) в народе получил более широко распространённое название – Дом с башнями. Строительство началось в 1912 году двумя архитекторами Розенштейном и Балогрудом, последний отказался от стереотипов и решил смешать неоренессанс и неоготику. Не смотря на весь средневековый флёр постройки, здание возводилось с большим запасом прочности, именно это и спасло дом от разрушения во время Великой Отечественной войны, когда неподалёку от дома взорвалась бомба.

Одна из стен здания сдвинулась, но двутавровые балки, сделанные по специальному заказу во время строительства дома, позволили зданию устоять и не разрушиться.

Дом Мурузи

Фото: razned.ru

Доходный дом князя Мурузи (Литейный пр., 24) построен в Мавританском стиле. Санкт-Петербург не балует количеством зданий, построенных в подобном стиле – можно вспомнить лишь Большую Хоральную синагогу.

На формирование этого стиля очень повлияла Русско-турецкая война 1877-1878.

В таких зданиях любили устраивать кальянные комнаты, или специальные помещения для устроения своеобразных домовых кофеен, всё это чрезвычайно напоминало восток.

Князь Мурузи недолго прожил в своём доме, всего три года, а потом скончался. Дом знаменит тем, что когда-то там обитала Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. В доме собирались поэты символисты и очень полюбили это место, сделав его культовым.

Ну а в советское время вместе с родителями в «полутора комнатах» жил поэт Иосиф Бродский. «…Эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал» - писал он. На фотографии как раз видна очередь в музей «Полторы комнаты», который открыли на один день в честь дня рождения поэта 24 мая 2015 года.

В начале двадцатого века в архитектуру вошёл совершенно новый и ни на что непохожий стиль – модерн. В переводе с французского moderne означает «новейший». Стиль полностью отказывается от каких-либо традиций, существовавших до его появления. Изогнутые линии, асимметричность, нестандартные формы оконных проёмов, обширный скульптурный декор, характеризующийся растительными сюжетами и изображениями различных животных.

Архитектор Лидваль был одним из ярких представителей, творивших в этом стиле. Более двадцати лет он занимался проектами и строительством в Петербурге доходных домов в стиле модерн.

 Дом А. Ф. Циммермана

Фото: razned.ru

 Дом А. Ф. Циммермана

Фото: razned.ru

Одно из его творений - доходный дом А. Ф. Циммермана (угол Каменноостровского проспекта и улицы Чапыгина) построен в стиле северного модерна. Дом является несомненной жемчужиной и привлекает внимание неординарной архитектурой и деталями.

Пятиэтажный дом построен в начале двадцатого века, а в 1907 году проект получил почетный диплом городской думы на конкурсе лучших фасадов. Отличительной особенностью отделки строения является коричневая глазурованная плитка, все окна в здании проектировались особенно тщательно, их более 25-и видов.

Петроградская сторона очень показательна в плане большого количества доходных домов и разнообразие архитектурных решений даёт возможность оценить весь масштаб существовавшей в начале века культуры строительства подобных зданий.

Ещё одним показательным местом является городское пространство вблизи станции метро Чернышевская, которое даже окрестили «золотой милей» ввиду дороговизны недвижимости в этом районе. Вот где присутствует всё разнообразие стилей романтизма.

Фурштадская, 27 - Доходный дом Овсянникова, здание построено в стиле безордерного неоренессанса.

 Фурштадская, 27

Фото: razned.ru

Фурштатская, 10 – архитектор Кольман, здание является представителем Флорентийского неоренессанса.

 Фурштадская, 10

Фото: razned.ru

Фурштатская, 20 - Доходный дом Зайцевой построен в русском стиле.

 Фурштатская, 20

Фото: razned.ru

 Фурштатская, 20

Фото: razned.ru

 Фурштатская, 20

Фото: razned.ru

Фурштадская, 11 Доходный дом Зайцева и тоже в русском стиле.

 Фурштатская, 11

Фото: razned.ru

 Фурштатская, 11

Фото: razned.ru

Фурштатская, 62 - Доходный дом доктора Боткина, построенный в стиле Петровского барокко.

 Фурштадская, 62

Фото: razned.ru

Жильцам сдавался правый флигель, центральная часть дома, которая выходила на Фурштатскую улицу, была отведена для семьи, которая сдавала дом. Архитектура здания подражает русскому барокко 18 века, его ещё называют «елизаветинское» или «растреллиевское». Фасады красили двумя контрастными цветами, не такими, как сейчас. Вместо грязно бежевого и белого цветов предпочтение отдавалось разнообразию – бирюзовые, зелёные, розовые фасады с белым. Этот стиль так же любит лепнину и различные скульптурные решения.

Смысл и эстетика доходных домов стала уходить в прошлое после событий 17-го года. После конца двадцатых годов в Ленинград стали съезжаться люди из деревень и сёл и более мелких городов, места не хватало, было решено проводить, так называемое «уплотнение». С этой целью были организованы коммунальные квартиры, но это отдельная история жизни Ленинграда…


Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Комментировать
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Аналитика рынка недвижимости

Картинка к статье: Богатая история заповедных лесов

Богатая история заповедных лесов

В Петербурге и Ленинградской области немало заповедных мест с богатой историей и потрясающими видами. Красносельский, Пушкинский, Петроградский, Кронштадтский районы славятся своими территориями с великолепной природой....

Статья. 27.04.18