Класс жилья изначально диктует место. Тот же Московский район, который, безусловно, считается престижным – достаточно пестрый. Место – это не только локация, это набор вполне определённых характеристик, включая ближайшее окружение. Если ближайшее окружение – железная дорога и КАД, то о каком полноценном комфорт-классе может идти речь?
Как сохранить комфорт района?
В последнее время становится актуальной такая тема, как сохранение комфорта уже сложившихся районов. Возьмём, например, Московский район Петербурга, который всегда считался и продолжает считаться престижным. На различных мероприятиях для девелоперов, если речь заходит о Московском районе, всегда говорится о сталинском ампире, о том, что на этой территории стоимость квадрата выше (по недавним данным, на 7%) – только потому, что жить здесь престижно. Говорится также о том, что жильё здесь – это априори комфорт-класс.
Однако не очень вписывается в эту концепцию позиция городских властей, спокойно позволяющих реализовывать в Московском районе какие угодно проекты. К примеру, недавно «ЦДС», который, как известно, строит дома эконом-класса, получил разрешение на строительство дома между КАДом и железной дорогой и подчеркивает, что объект будет в престижном Московском районе.
Мы не снобы. Проекты всякие нужны, проекты всякие важны. Но возникают вопросы. Например, не принижают ли такие проекты общий облик застройки и имидж района? Если мы говорим о «комфортном» районе, то как сюда вписываются проекты «между КАДом и ж/д»? Наконец, что не надо строить, чтобы не понижать общий класс района?
Генеральный директор компании «ПАТРИОТ-Нева» Наталья Иванова
Руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров
Московский район достаточно большой, и здесь представлено жильё различных классов. Например, недвижимость вдоль Московского проспекта с его великолепным сталинским ампиром относится к комфорт- и бизнес-классу. При этом в районе существует достаточно большой объем дешёвого жилья, как, скажем, хрущёвки вдоль Витебского проспекта. Учитывая этот факт, можно сказать, что класс строящихся жилых комплексов определяется уже существующей застройкой.
Кроме того, в Московском районе достаточно быстро развиваются новые территории. Например, локация от Обводного канала до станции метро «Электросила» , которая начиная с XIX века традиционно была отдана промышленным предприятиям. Однако сегодня все понимают, насколько выгодно будет отдать эти земли под жилую и коммерческую недвижимость. Ясно, что при таком расположении она будет не ниже комфорт - и бизнес-класса.
Возвращаясь к объекту между КАД и железной дорогой: на мой взгляд, все логично. Это удалённая от центра Московского района территория, которая прекрасно подходит под строительство жилья эконом-класса. Нет никакого противоречия, к тому же на такое жильё всегда есть спрос, поэтому выбор места и класса вполне обоснован.
Директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева
В черте города остаётся всё меньше участков под застройку, поэтому городские объекты нового строительства, тем более в Московском районе, будут востребованы. Да, этот участок сложный, но я уверена, что компания правильно подойдет к проектированию зданий и их посадке на участке, чтобы нивелировать отрицательное воздействие и КАДа, и железной дороги. В конце концов, есть нормативы, которые для жилых объектов довольно строгие.
Я считаю, что подобные проекты не ухудшат облик застройки, так как в любом случае ранее там была промзона. Комфорт создается и средой, и самим объектом. Одно должно дополнять другое. В данном случае с учётом местоположения объект, скорее всего будет позиционироваться ближе к эконом-классу.
Директор по развитию Glorax Development Александр Моторин
Если говорить о конкретном проекте ЦДС между КАДом и железной дорогой, то, чтобы разместить жилую застройку в этом месте, придётся решить первоочередной вопрос транспортной доступности. Сейчас подъездные пути отсутствуют, необходимо предусмотреть съезды с КАД или ж/д переезд (тоннель или эстакаду).
Что касается того, не принижают ли такие проекты общий облик застройки и имидж района, то скажу следующее: облик и имидж района складываются десятилетиями, поэтому вряд ли можно говорить о существенном влиянии на всю территорию единичного проекта на ее периферии.
Первый заместитель генерального директора «Главстрой-СПб» Александр Лелин
Районы Петербурга большие и нередко включают в себя разные локации: престижные – с качественными видовыми характеристиками и наоборот – зоны промышленных предприятий. Строительство объектов недвижимости на неоднозначных территориях не наносит вреда общему имиджу района и не может понизить общий класс жилья.
Руководитель отдела маркетинга компании «ПОБЕДА-девелопмент» Дмитрий Ермышев
Престижность района не определяется какими-то особыми факторами. В данном случае можно говорить о сложившейся старой застройке большими, красивыми, монументальными сооружениями. Они создают общий дух всего района. Вот к этой сложившейся атмосфере ушедшей эпохи всячески пытаются примазаться современные застройщики, строя свои безликие коробки. Но я не берусь осуждать ЦДС. В данном случае это чисто маркетинговый ход – сказать, что объект «строится в Московском районе». И сразу у клиента включается ряд образов: дома в стиле сталинского ампира, широкие проспекты и бульвары, зелёные скверы, фонтаны, звёзды... Но продавцу надо продавать. И продавать как можно дороже. Поэтому и включают такие ассоциации.
Говорить о том, что жильё в Московском районе – это априори комфорт-класс, неверно. Комфорт жилья – это не локация. Давайте разделять понятия комфортной локации и комфортного жилья. Локация – это дороги, инфраструктура, рекреация. Жильё – это планировки, зонирование территории, плотность застройки, архитектура. Если говорить о проекте ЦДС – это хороший эконом.
Подобные проекты можно увидеть и в Девяткино, и в Мурино, и в Кудрово... Да везде. Безликая архитектура прямых линий, типовые планировки, высокая плотность застройки. Всё так, как и должно быть: максимум продаваемой площади при минимуме затрат. Такой подход характерен как раз для эконома. Относительно места: близость КАД – это как плюс, так и минус, инфраструктура какая-никакая там есть, нормальная ближайшая рекреация – в парках в пригороде.
Что касается других проектов района, то застройщики следуют такому же принципу. Исключением являются лишь ЖК «Победы, 5» и «Тайпиола» (и то в том корпусе, который выходит на Обводный канал). Там постарались сохранить дух и стиль построек прошлого. Остальные объекты – это максимум экономического эффекта. Но как может быть по-другому при таких ценах на землю, сети, строительство? Если бы застройщики привлекали архитекторов, сохраняли преемственность, использовали архитектурные элементы, то жильё бы стоило на 15-30% дороже. А может, и больше. Но стали бы его в таком случае покупать, учитывая, что стоимость метра в районе метро «Фрунзенская» или «Электросила» уже давно перевалила за 100 тысяч рублей за метр?
Благодарим экспертов, которые любезно согласились ответить на наши вопросы. В следующем материале мы расскажем о том, изменились ли за последнее время критерии комфорт-класса.
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: