Как вписать в архитектуру и развивать инфраструктуру
Несмотря на множество градостроительных ограничений, застройщики умудряются аккуратно обновлять жилой фонд старых районов Петербурга и развивать их инфраструктуру. Депрессивные промзоны застраиваются высококлассным жильем, обрастают магазинами, общественными пространствами и ресторанами.
Творящим на ограниченных просторах старого Петербурга девелоперам нужно учитывать сложившийся архитектурный ландшафт, где едва ли не каждый дом является памятником. Новые постройки приходится гармонично вписывать в существующую среду, но не пытаться при этом создать нечто мало отличимое от произведений архитекторов прошлого. «Вековая» патина, «трогательный» скрип дверей и «естественная» потертость плит, намекающие, что на стенах вот-вот появятся старинные, видавшие еще последнего российского императора клопы наконец признаны пошлостью, как и некогда модная искусственно состаренная одежда.
«Современные здания не должны диссонировать с историческим окружением, - отмечает президент Группы RBI Эдуард Тиктинский. – Но и маскироваться «под историю» было бы неправильно. Лучшие новые проекты в историческом центре по-новому осмысляют архитектурные традиции, являются современным прочтением того или иного исторического архитектурного стиля».
Новое прочтение
Примерами такого прочтения стали несколько проектов компании в Петроградском районе. Так, дом «Собрание» напоминает об архитектуре модерна. Жилой комплекс «Биография» построен в стилистике ампира. А Futurist объединяет конструктивизм и ар деко. Еще два дома RBI – «Таврический» и «Четыре горизонта» – благодаря своей архитектуре включены в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев.
«В нее попадают только те проекты, которые можно считать образцами современного строительства в историческом центре, - рассказывает Эдуард Тиктинский. – Это значит, что они развивают петербургские традиции в контексте современной застройки и сохраняют историческую память места. В случае с «Таврическим» речь идет о северном модерне, а «Четыре горизонта» создавались с учетом традиций промышленной архитектуры Петербурга начала XX века».
Сохранение памяти
Если одним застройщикам вдохновиться для создания оригинального продукта помогает архитектурой прошлого, другим нужно сохранить и придумать, как лучше использовать оказавшийся под рукой памятник. Так, на Большим Сампсониевском проспекте компания «Абсолют Строй Сервис» реализует проект редевелопмента бывшей кондитерской фабрики «Азарт». «Азартом» она, впрочем, стала не так давно – уже в постсоветское время. Изначально, построенное в 1911-1912 годы предприятие называлось «Паровая фабрика шоколада и конфет Георг Ландрин».
Сейчас на ее месте строится жилой комплекс бизнес-класса «Георг Ландрин». Понятно, что сохранить все фабричные корпуса не удастся. Но это и не нужно. За более чем вековую историю предприятие многократно перестраивалось и укрупнялось. Поэтому большая часть фабричных построек выполнена по вполне тривиальным проектам. Чего не скажешь о главном корпусе бывшей фабрики.
Построенный по проекту Лео-Георга Серка – одного из крупнейших специалистов в области промышленной архитектуры дореволюционной России – недавно он был признан памятником. Для сохранения здания девелопер отремонтирует его и интегрирует в жилую застройку, сделав главной частью фасада комплекса «Георг Ландрин».
Это хороший пример того, как благодаря бережному использованию памятник сможет бесконечно долго знакомить новые поколения петербуржцев с одним из интереснейших образцов отечественной индустриальной архитектуры. Застройщик тоже не в убытке. Благодаря своей подлинности, корпус кондитерской фабрики сохраняет в этом месте аутентичную атмосферу старого Петербурга. Спрос на нее по-прежнему очень велик.
Кого с жильцами вселит дом?
При виде стройки на месте пустыря, заброшенного недостроя или не представляющего культурной ценности ветхого здания, непроизвольно начинаешь представлять, как измениться место после ее завершения. Сомнений в том, что с задачей не испортить внешний вид окружающей застройки излишне современной архитектурой девелоперы справятся, обычно не возникает. Сложнее оценить их влияние на развитие территории вокруг нового дома. Возрастет ли комфорт жителей квартала? Появятся ли новые магазины, торговые центры, места проведения досуга и занятия спортом? Поменяется ли социальная среда?
По мнению Эдуарда Тиктинского, для комплексного улучшения инфраструктуры района необходимы не точечные проекты, а масштабное развитие территории. Не беда, если оно не координируется из одного центра. Например, много новых проектов появляется в последние годы в западной части Петроградской стороны, где строится комплекс Futurist. «Она активно развивается как место новой жилой застройки высокого класса с однородной социальной средой, - говорит глава RBI. – Это влечет за собой и развитие инфраструктуры: появляются новые торговые центры, рестораны, спортивные клубы соответствующего уровня».
Как продлить торговый коридор …
Еще одним таким местом стала территория площадью около 8 га на северо-востоке той же Петроградской. В начале нулевых в месте у проспекта Медиков был расположен завод «Электрик». Хорошо ли у предприятия шли дела, сейчас сказать трудно. В любом случае, исторический центр города – не лучшее место для объектов промышленности. После переезда завода в Ленинградскую область, участок был выкуплен «Группой ЛСР». Вскоре на нем началось строительство комплекса бизнес-класса «Европа Сити».
Сейчас на этой территории построено 17 жилых корпусов и детский сад. На первых этажах выходящих на улицу зданий расположились магазины, кафе и предприятия сферы услуг. Так вытянувшийся на более чем 500 м вдоль проспекта Медиков и ул. Академика Павлова комплекс превратил депрессивную недавно локацию в логическое продолжение Большого Проспекта Петроградской стороны. А эта улица считается вторым по значимости торговым коридором Петербурга после Невского проспекта.
…и отвлечь детей от улицы
Вот какого эффекта может добиться застройщик при реализации крупного проекта. Однако в центре Петербурга такие места закончились. Гораздо больше творческой свободы у девелоперов, осваивающих сопредельные с Северной столицей локации Ленинградской области. Например, застройщик ЖК «Новоселье: Городские кварталы», не поскупившись на инвестиции в инфраструктуру, открыл ледовую арену ICE RINK. Несмотря на прочные ассоциации с ледовыми видами спорта, кроме хоккея и фигурного катания в ICE RINK работает клуб художественной гимнастики и школа футбола. Не факт, что благодаря этому всем юным жителям Новоселья уготовано чемпионское будущее. Но у них точно есть более интересное занятие, чем шатание по дворам в свободное от школьных занятий время.
Точки тоже развивают!
Впрочем, яркую точку общественного притяжения можно создать и в рамках небольшого проекта. Именно таким местом должно стать будущее общественно-культурное пространство на Левашовском хлебозаводе, которое создает девелопер проекта Futurist. «Такие пространства, культурные кластеры играют роль третьего места, помимо дома и работы, где человек может проводить время, и сегодня они все более востребованы, - считает Эдуард Тиктинский. - Появится у нас на Левашовском и новый общедоступный городской сквер. Рассчитываем, что создание нового центра общественного притяжения в этом месте даст толчок и развитию окружающей инфраструктуры».
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: