Личный
кабинет

23 апреля

10:57

Л1: Главное в работе с дольщиками – абсолютная открытость

Статья. 12.10.2016
Картинка к статье: Л1: Главное в работе с дольщиками – абсолютная открытость

Надежда Калашникова

директор по развитию компании «Л1»

Практически каждому застройщику приходится сталкиваться с недовольством дольщиков.

Сегодня, когда из-за затянувшегося кризиса некоторые строительные проекты замораживаются, участники рынка обеспокоены перспективой новой волны протестов со стороны дольщиков. Так или иначе после покупки квартиры в строящемся доме дольщик и строительная компания оказываются на какое-то время «в одной лодке».

О том, как сделать это «плавание» безопасным, а лодку устойчивой, или, иными словами, как построить работу с дольщиками, «Разумная недвижимость» поговорила с директором по развитию компании Л1 Надеждой Калашниковой.

- Р.Н: - Одно время компания Л1, которая реализует сразу несколько масштабных проектов, фигурировала в новостях в связи с протестами дольщиков. Сейчас мы чаще слышим о компании в связи с вводом домов в эксплуатацию, чем в связи с выступлениями клиентов. Как сама компания расценивает этот информационный контекст?

—Н.К: Если компания сдает дома, а мы за последние два года ввели в эксплуатацию 30 домов, то и говорить будут о сдаче домов. И дольщикам нет повода возмущаться. Понятно, что в прошлом у нас были проблемы с переносом сроков сдачи, и дольщикам это сильно не нравилось. А кому это может понравиться? Да, среди причин переноса сроков есть масса уважительных причин – задержки со стороны чиновников, монополистов, пауза при выдаче технических условий.
Но конечный потребитель, по идее, вообще не обязан вникать в наши сложности. Он заплатил и должен получить продукт. Желательно в срок. Хотя в большинстве договоров этот срок прописан как ориентировочный и формально никто никого не обманывает, но фактически все по максимуму стремятся выполнить свои обязательства. У застройщиков, если мы не говорим о мошенниках, нет задачи затянуть строительство. Все мы сильно заинтересованы в том, чтобы сдать дом быстрее. Это деньги, прибыль, репутация. То есть, весьма полезные вещи. Но на практике не всегда и не у всех это получается.

- И что же делать, если срок сдачи затягивается?

—Первое, что необходимо сделать, – это снизить коэффициент тревожности у дольщиков, который усиливается на фоне кризиса. Дольщики от него страдают не меньше застройщиков: кому-то надо платить за съемное жилье, выплачивать ипотеку. И единственный рецепт при общении с дольщиками в такой ситуации – это максимальная прозрачность. Нужно, чтобы все дольщики понимали, что трудности временные и преодолимые. И вот план – вот отчет. Мы понимаем, что мы делаем, и мы все сдадим.
Мы устраивали регулярные собрания, экскурсии – в самый острый период проводили их каждую неделю. На сайте у нас вывешивается ежемесячный план-отчет, где наглядно показано, что планировалось на месяц и что в итоге сделано. Эти отчеты готовятся при участии самих дольщиков, а иногда – и при участии представителей комитета по строительству. Так что здесь полная объективность. Ну и сама стройка, разумеется. Ничто так не успокаивает дольщиков как растущие этажи. Но это, как мне видится, уже совсем другая тема.

- На каком объекте общение с дольщиками складывалось тяжелее всего?

—Самая напряженная ситуация сложилась в «Лондон Парке». Это наш самый амбициозный проект, аналогов в городе просто нет – ни по архитектуре, ни по функционалу. В проект, помимо жилых комплексов, входит ТРК, физкультурно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами и другие элементы, которые раньше в городе не были представлены. Уже сейчас, когда по первой очереди мы вышли на финишную прямую, когда идут приятные хлопоты, вроде благоустройства прилегающей территории и отделке входных групп – видно, какой он красивый! А три года назад это был самый сложный объект, где были самые серьезные задержки и самая высокая напряженность среди дольщиков.

-С чем это связано?

—«Лондон Парк» - это комфорт класс, квартиры там стоили дешевле, чем в других наших объектах бизнес класса. Чем богаче покупатели, или давайте назовем их инвесторами, тем больше они понимают про деньги - что они любят тишину и т.д.
Кроме того, в «Лондон Парке» были дольщики, которые с трудом набирали 10 процентов стоимости квартиры и все остальное брали в ипотеку (инвестиции на заемные средства – это вообще чисто российское изобретение) иногда под очень большие проценты на очень большой срок. Поэтому, когда сроки сдвигаются – а это, повторю, в той или иной степени, происходит со всеми застройщиками, – именно таким дольщикам сложнее всего. И именно они возмущаются больше всего, их легче провоцировать. А в нашем случае против компании работали профессиональные провокаторы.

-Насколько тяжело лично Вам далось общение с рассерженными дольщиками?

—Вы знаете, наши дольщики показали себя настоящими молодцами. Конечно, хватало справедливого гнева, который, в основном, адресовался мне как представителю компании, но я была готова к этому. Каждая встреча с дольщиками была настоящим испытанием, но я все равно считаю, что только эта открытость и была единственно верной стратегией.
В итоге сами дольщики начали и успокаивать друг друга, рекомендовать проект своим знакомым. Поэтому меня до сих пор коллеги спрашивают: « Как так получается? Мы на год сдвигаемся – и у нас уже палаточный лагерь разбивают на площадке. А у вас ни одного митинга».


Разумная Недвижимость

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Комментировать
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Объекты, упомянутые в статье

Застройщики, упомянутые в статье

Аналитика рынка недвижимости

Картинка к статье: Богатая история заповедных лесов

Богатая история заповедных лесов

В Петербурге и Ленинградской области немало заповедных мест с богатой историей и потрясающими видами. Красносельский, Пушкинский, Петроградский, Кронштадтский районы славятся своими территориями с великолепной природой....

Статья. 27.04.18