Проблема загородной локации: торгово-развлекательная составляющая
Одна из проблем локации за городом заключается в нехватке или полном отсутствии торгово-развлекательных объектов. Большинство из них находятся либо в центре, либо в более обжитых районах. Поэтому потенциальные новосёлы, не желающие ещё и часть выходных тратить на дорогу, всё чаще интересуются наличием на территории проекта ТРК, супермаркетов, культурных и прочих объектов.
«Разумная Недвижимость» спросила петербургских девелоперов, есть ли на территории их проектов торгово-развлекательные объекты, и какие форматы подобных объектов (магазины, кинотеатры, клубы) наиболее интересны современному покупателю.
Руководитель отдела маркетинга Строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест» в Санкт-Петербурге Яна Булмистре:
В локациях массовой застройки, таких как Кудрово, Мурино, Сертолово, Шушары, действительно ощущается нехватка крупных торгово-развлекательных объектов. Пока торговая инфраструктура представлена здесь точечными магазинами на первых этажах домов. Строительство в таких районах крупного ТРК интересно инвесторам в связи с высоким спросом, растущим количеством потенциальных посетителей, и в перспективе можно ожидать появления подобных объектов. Однако дело осложняется отсутствием грамотного планирования территорий: здесь зачастую просто не выделено подходящих пятен для возведения крупных коммерческих объектов.
Примеров строительства крупных ТРЦ в составе жилого проекта совсем немного, это единичные случаи. Чаще речь идёт о комплексном освоении территории несколькими застройщиками, возводящими как жилую, так и коммерческую инфраструктуру, но в рамках общего градостроительного плана. Это, например, территории «На Царскосельских холмах» рядом с Пушкиным или микрорайон «Балтийская жемчужина».
Как правило, коммерческие объекты появляются в последнюю очередь, когда территория вокруг уже застроена жильём и достаточно заселена: речь может идти о промежутке в 5-10 лет от сдачи первых домов. При этом потребности жителей в магазинах и сервисах обеспечиваются за счёт коммерческих площадей на нижних этажах жилых комплексов. Заведения в них открываются практически одновременно с заселением дома.
Руководитель проектов компании «Мастер Девелопмент» Александра Королёва:
Здесь есть некоторое противоречие. С одной стороны, жители любой отдалённой локации имеют потребность в ТРК и прочих досуговых «точках притяжения» на месте. С другой – торговый ритейл не стремится осваивать проекты в формате «отдельно стоящий ТРК», если в них критично малая численность местного населения и недостаточный трафик, при которых не может быть обеспечена необходимая коммерческая рентабельность.
В больших КОТах или новых, но перспективных локациях с большим потенциалом входящего трафика открытие ТРК или иных торговых форматов перспективно. Некоторые сложности возникают при строительстве отдельно стоящих ТРК, если изначально в градостроительную документацию такой объект не был заложен. Любые изменения в ППТ – дополнительные временные и трудозатраты.
Поэтому, проектируя свои проекты, мы изначально закладываем в мастер-план не только квадратные метры жилья, но и будущие магазины, сервисы, коворкинги и общественно-досуговые центры. И не только для того, чтобы концепция в целом была гармоничной и рыночно эффективной. Одна из подзадач для девелоперов, развивающих проекты в отдалённых локациях, – это создание рабочих мест, за счёт, в том числе, технопарков и иных точек роста, чтобы у людей была возможность работать недалеко от дома. И помощь местных властей в решении этой задачи приобретает ключевое значение.
Директор по маркетингу ЖК «Новоселье: городские кварталы» Алексей Муравьёв:
Чем больше объектов инфраструктуры, обеспечивающих комфортное проживание без выезда за пределы района, застройщик может предложить потенциальным покупателям, тем более привлекательным будет конкретный ЖК или локация в целом. И в этом смысле «переизбыток» значительно лучше «нехватки». Однако очевидно, что при старте продаж нового проекта КОТ или большого квартала «в полях» найти потенциальных инвесторов под коммерческую инфраструктуру проблематично. Небольшой поток покупателей будет отпугивать любого потенциального ритейлера.
По мере развития проекта и заселения новых очередей застройщик сможет привлекать в проект всё больше коммерческих инвесторов. Именно поэтому в первых очередях проекта «Новоселье: Городские кварталы» не было предусмотрено коммерческих помещений на первых этажах ЖК. Существующая на тот момент инфраструктура в рамках старой застройки обеспечивала новых жильцов всем необходимым, и этого хватало. В 2019 году в новых очередях проекта уже запланирован достаточно большой объём коммерческих помещений. Они призваны закрывать возросшие потребности новых жильцов.
Статья входит в тему месяца "Жизненный цикл локации "
По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.
Войти как пользователь: